Сухой Суперджет 100 (Sukhoi Superjet 100)

Superjet-100 - единственный новый пассажирский самолет, который посетители Ле Бурже увидят во время демонстрационных полетов.
Для вхождения в состав учредителей гражданского предприятия Sukhoi Superjet российская сторона выделит 3,2 миллиарда рублей. Об этом заявил премьер-министр РФ Владимир Путин а брифинге в Улан-Баторе
И первый день принес первые крупные сделки - о закупке 64 истребителей Су
Кто, на каких условиях и на что получает сейчас деньги от государства?
Superjet-100 - единственный новый пассажирский самолет, который посетители Ле Бурже увидят во время демонстрационных полетов.
Для вхождения в состав учредителей гражданского предприятия Sukhoi Superjet российская сторона выделит 3,2 миллиарда рублей. Об этом заявил премьер-министр РФ Владимир Путин а брифинге в Улан-Баторе
И первый день принес первые крупные сделки - о закупке 64 истребителей Су
Кто, на каких условиях и на что получает сейчас деньги от государства?
"Сухой Суперджет 100" - первый гражданский самолет, построенный в новой России. Относится к категории гражданских, пассажирских, ближнемагистральных лайнеров. Разработчик - компания "Гражданские самолеты Сухого".

"Сухой Суперджет 100", Sukhoi Superjet 100, SSJ-100 (ранее – Russian Regional Jet , RRJ) – первый гражданский самолет, построенный в новой России. Он придёт на замену устаревшим моделям "Ту-134", "Ту-154", "Як-42" и составит конкуренцию существующим моделям фирм Bombardier (серии CRJ, ARJ21) и Embraer (серии E-Jet).

Разработчик - подразделение авиастроительного концерна "Сухой" - компания "Гражданские самолеты Сухого". Страна – Россия.

Стратегический партнёр проекта, акционер – компания Alenia Aeronautica. Страна – Италия.

Категория: гражданский, пассажирский, ближнемагистральный.

Постройка осуществляется на авиазаводе в городе Комсомольск-на-Амуре.

Семейство Sukhoi Superjet 100 состоит из двух самолетов:

базовой комплектации - SSJ100/75B и SSJ100/95B (пассажировместимостью 75 и 95 кресел, эксплуатация на малозагруженных авиалиниях протяженностью до 3000 километров);

комплектация с увеличенной дальностью полёта - SSJ100/75LR, SSJ100/95LR (пассажировместимостью 75 и 95 кресел, эксплуатация на малозагруженных авиалиниях протяженностью до 4500 километров).

Впервые представлен публике - 26 сентября 2007 года.

Первый тестовый полёт – май 2008 года (лётчики Александр Яблонцев и Леонид Чикунов).

Общее количество выполненных полётов на первом лётном самолёте (на 28 июля 2009) –

Sukhoi Superjet 100/95001 – 182.

Общий налёт на самолёте SSJ100/95001 - 483 часа 21 минута.

Общее количество выполненных полётов на первом лётном самолёте (на 28 июля 2009) –

Sukhoi Superjet 100/95003 – 83.

Общий налёт на самолёте SSJ100/95003 - 243 часа 7 минут.

Проектный ресурс планера самолета:

Базовой комплектации - 70000 лётных часов, 70000 взлётно-посадочных циклов;

комплектация с увеличенной дальностью полёта – 70000 лётных часов, 60000 взлётно-посадочных циклов.

Общая стоимость разработки (ориентировочно) - 1,4 миллиарда долларов.

Предположительная рыночная стоимость SSJ-100 – около 27 миллионов долларов.

Общий объем твёрдых заказов от авиакомпаний на поставку SSJ-100 (на 2007) - 71 самолёт.

До 2024 планируется выпустить – 800 самолётов (из них 500 планируется продать за рубеж).

История создания

"Надежда российского авиапрома" - самолёт "Сухой Суперджет 100", Sukhoi Superjet 100 спроектирован "с чистого листа", на основе самых последних компьютерных технологий.

В 2000 году с целью разделения гражданских и военных программ "ОКБ Сухого" и ускорения процесса создания новых образцов авиационной техники гражданского назначения была образована компания "Гражданские самолеты Сухого".

В 2001 году эта компания объявила о создании нового регионального реактивного самолёта (Russian Regional Jet, RRJ). 19 декабря 2002 года было заключено соглашение о долгосрочном сотрудничестве с Федеральным космическим агентством России и компанией "Боинг". Эти организации согласовали объединенное развитие и консультационную поддержку компании "Гражданские самолеты Сухого" в области проектирования, производства, сертификации, работы с поставщиками систем, эксплуатационной поддержки и маркетинга.
 

Семейство самолетов Sukhoi Superjet 100 разрабатывается на принципах максимальной унификации агрегатов планера и систем: крыла, оперения, шасси, кабины экипажа, бортового радиоэлектронного оборудования, электрических и двигательных самолетных систем, а также комплектующих изделий.

Для расширения круга потенциальных заказчиков самолёт выполняется в базовой версии и в версии с увеличенной дальностью. В ближайшем будущем планируется разработка бизнес-версии самолетов с дополнительными топливными баками и увеличенной дальностью полета до восьми тысяч километров может появиться на международном авиарынке уже к 2010 году, каталожная стоимость самолета бизнес-класса составит около 40 миллионов долларов.

"Sukhoi Superjet 100" - первый в истории отечественной гражданской авиационной промышленности самолет, при проектировании которого были проведены многочисленные консультации с потенциальными покупателями. Ряд новейших разработок, сертификацию самолета за рубежом и поддержку в продвижении самолета на мировом рынке обеспечивала компания "Боинг". Однако она вышла из проекта из-за возникших разногласий. В настоящее время задачи продвижения и обеспечения эксплуатации в Европе взяла на себя итальянская фирма Alenia Aeronautica (100-процентной дочерней структуре Finmeccanica).

По состоянию на август 2009 года государство контролирует 75% минус 1 акцию в компании "Гражданские самолеты Сухого", компания "Alenia Aeronautica" имеет долю в 25% плюс 1 акция.

Всего в создании самолёта принимают участие свыше 30 крупнейших мировых авиакосмических компаний, поставщиков систем и комплектующих.

Семейство самолетов Sukhoi Superjet 100 соответствует самым современным требованиям российского и мирового рынков самолетов гражданской авиации. Аэродинамика и конструкция самолетов семейства базируются на хорошо проверенных передовых технологиях. Это обеспечит минимальный технический риск на этапах проектирования, испытаний и эксплуатации.

Конструкции лайнеров отвечают специфике требований авиакомпаний России, СНГ, западных стран и соответствует требованиям АП-25, FAR-25, JAR-25. Они удовлетворяют требованиям по уровню шума, создаваемого самолётом на местности.

Система технического обслуживания и ремонта обеспечивает годовой налёт до 3600 лётных часов. "Сухой Суперджет 100" - это принципиально новая платформа, оптимизированная именно для стоместного сегмента. Были учтены передовые технические решения, позволяющие максимально сочетать высочайший уровень комфорта, операционную гибкость, топливную и эксплуатационную эффективность.

Послепродажная поддержка SSJ100 строится на современных принципах и осуществляется совместным предприятием "SuperJet International" (SJI), созданным в 2007 компаниями Alenia Aeronautica и "Сухой". В пакет поддержки входят:

поставка запасных частей, в том числе, в ситуации "самолет на земле";

опциональное обеспечение запасными частями из лизингового парка/склада на местах;

поддержание обменного фонда легкосъёмных блоков (LRU);

обслуживание легкосъёмных блоков и основных элементов (шасси и ВСУ), снятых с самолета, через "единое окно";

поддержание фонда дорогого, высокотехнологичного оборудования и средств наземного обслуживания;

инжиниринговая поддержка.

Предприятием осуществляется обучение авиационного персонала, поддержка летной эксплуатации, обеспечение эксплуатационной технологичности, мониторинг и анализ надежности, поддержка на местах (полевые представители, мобильные ремонтные службы), а также аккаунт-менеджмент Customer Care Center 24 часа в сутки семь дней в неделю через удобный web-портал, по телефону или электронной почте.

Базовое техническое обслуживание и ремонт самолетов будет осуществляется через глобальную сеть независимых специализированных сервисных центров со стабильной репутацией.

Первые учебные центры SuperJet International появятся в Москве и Венеции.

Для создания центра подготовки авиационного персонала в Москве рассматривается возможность использования территории компании "Сухой" в городе Жуковском Московской области.

Компания SuperJet International в Москве и Центральной Европе организует центры распределения запасных частей, следующие склады будут появляться по мере продвижения самолета на рынки. Все склады будут управляться ведущим глобальным поставщиком логистических услуг.

Все основные российские аэропорты готовы к приему нового регионального самолета Sukhoi Superjet 100, однако большинство малых аэропортов требуют модернизации.

Хронология испытаний

В Центральный научно-исследовательский аэродинамический институт имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, Москва) для статических испытаний самолёт "Руслан ("Ан-124") доставил первый SSJ 100 28 января 2008 года.

Были проведены испытания основной силовой конструкции самолёта: пилона двигателя, испытания фюзеляжа внутренним давлением – наддувом, испытания фюзеляжа изгибом и кручением, испытания крыла.

В феврале 2008 года в Комсомольске-на-Амуре были проведены испытания силовой установки и вспомогательной силовой установки (ВСУ), а также проверки ключевых систем: топливной, гидравлической, кондиционирования, электроснабжения, авионики (системы авиационной электроники) и противопожарной системы. Были проведены отработки интеграции программного обеспечения силовой установки с программным обеспечением основных систем самолета.

На летающей лаборатории ИЛ-76 прошла первая серия испытаний двигателя SaM146, подтвердив расчетные характеристики в объеме, необходимом для первого полета.

20 февраля 2008 в рамках подготовки к первому полету в филиале компании "Гражданские самолеты Сухого" на Комсомольском-на-Амуре была успешно проведена первая гонка двигателей SaM146 на летном самолёте Sukhoi Superjet 100.

Проведенные испытания отдельных элементов конструкции самолета показывают, что прочность соответствует заложенным в расчет нагрузкам с точностью 98%. При этом конструкция планера самолета соответствует жёстким проектным лимитам по весу.

Планируемые ресурсные испытания должны будут подтвердить не только срок службы конструкции, но и разработанную программу технических осмотров самолёта во время эксплуатации в парке заказчиков.

Первые полёты

28 мая 2008 в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый тестовый полёт SSJ 100. Лайнер взлетел в 16:47 по местному времени, набрав после взлета высоту 1200 метров. Лётчики провели имитацию захода на посадку, так называемую "посадку на облако": снижение с высоты 1200 до 900 метров с вертикальной скоростью -5 м/с, на высоте 900 метров перевод самолета в плавный горизонтальный полет, и, в последующем, набор высоты до 1200 метров.

Первый полёт длился 1 час 05 минут.

Максимальная скорость в полете составила 333 км/ч, максимальная высота – 1200 метров.

24 мая 2008 года, состоялся второй полет самолёта Sukhoi Superjet 100, он длился 2,5 часа, максимальная высота полета увеличилась до 3000 метров, а максимальная скорость – до 410 км/ч.

Во время второго полета экипаж самолета SSJ100 не только оценивал характеристики устойчивости и управляемости самолета, но и осуществил уборку/выпуск шасси и механизации крыла.

В июле 2008 года самолет "Sukhoi Superjet 100", оснащенный двумя двигателями SaM146 производства PowerJet, в ходе первого этапа заводских испытаний провел в воздухе более 30 часов. Средняя продолжительность полетов составляла 2-4 часа.

Параллельно с испытаниями первой лётной машины в Комсомольске-на-Амуре идёт производство как опытных, так и первых серийных самолетов.

Второй летный самолет Sukhoi Superjet 100 поднялся в воздух 24 декабря 2008 года. Выполнив полет на высоте до 6000 метров продолжительностью 2 часа 30 минут, он благополучно приземлился. Самолётом управлял экипаж лётчиков испытателей компании "Гражданские самолеты Сухого" - Леонид Чикунов и Николай Пушенко.

По оценкам летчиков, аэродинамика самолета чрезвычайно удачна: он легко выводится из сваливания, реагирует на управление предсказуемо и чётко.

В 2009 году Sukhoi Superjet 100 был представлен на международном авиасалоне "Le Bourget" (Франция). Его премьера стала одним из главных событий салона.

Лётно-технические характеристики Superjet 100-75 и Superjet 100-95

Размеры:
размах крыла- 27,80 метров;
длина самолета – 26,44 и 29,94 метров;
высота - 10,28 метров;

Количество двигателей – 2;

Модель двигателей - SaM146 turbofan

Тяга двигателей – 77,8 kN

База шасси – 9,25 и 11,25 метров

Колея шасси – 5,74 метров

Дальность - 2900-4550 и 2950-4420 километров

Взлетная дистанция Basic - 1 515 и 1 534 метров
увеличенной дальности - 1 534 и 1 803 метров

Посадочная дистанция - 1 400 метров

Максимальная крейсерская скорость - Mach 0.81

Крейсерская скорость - Mach 0.78

Максимальная высота полета -12 500

Весовые характеристики:

Эксплуатационная масса - 22 190 килограммов

Максимальный взлетный вес Basic - 38 820 и 42 280 м
увеличенной дальности - 42 250 и 45 880

Посадочный вес - 34 960 и 39 400 килограммов

Максимальная заправка топливом - 9 130 килограммов

Максимальная коммерческая загрузка - 12 245 килограммов

Компоновочные характеристики:

Экипаж - 2 пилота

Максимальное число пассажиров – 78 и 98

Габариты салона:

Длина – 17,15

Ширина – 3,24

Высота – 2,12

Объём багажного отсека - 15.09 м.³ и 22.63 м.³

Предприятия, участвующие в строительстве "Sukhoi Superjet 100"

Официальный сайт "Sukhoi Superjet 100"