Примаков представил свой взгляд на Россию

Патриарх российской внешней политики – академик Евгений Примаков – представил новую книгу. В самом названии – и вопрос, и ответ: "Мир без России? К чему ведет политическая близорукость". Один из самых опытных политиков современности исследует место и роль нашей страны в современном мире.

Патриарх российской внешней политики – академик Евгений Примаков – представил свою новую книгу. В самом названии – и вопрос, и ответ: "Мир без России? К чему ведет политическая близорукость". Один из самых опытных политиков современности исследует место и роль нашей страны в современном мире. Новое издание, как и все предыдущие книги Евгения Максимовича, сразу вызвало колоссальный интерес.

Увидев количество желающих получить автограф, а также качественный состав очереди, собравшиеся на презентацию понимали: единственно верная тактика – заблаговременно взять книгу, написать на бумаге свое имя, а уж затем терпеливо ждать.

236 страниц размышлений, воспоминаний и прогнозов от одного из самых авторитетных экспертов в международных делах. Тираж – 10 тысяч экземпляров, но надо понимать, что это только русское издание. Предыдущие книги Евгения Примакова были изданы на 15 языках мира.

У большинства из тех гостей, кто приехали позже, как оказалось, книга есть, она прочитана и уже стала настольной. "Этот тот самый учебник, к которому хочется возвращаться вновь и вновь, и, который, очевидно, не конъюнктурен", – говорит председатель Комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев.

Председателю международного комитета Госдумы Константину Косачеву, как и десяткам других пришлось сидеть на полу. Название "Мир без России?" ставит вопрос, который, казалось бы, подразумевает один, отрицательный ответ. Но на то Примаков – и опытнейший политик, и дипломат, чтобы очевидное "нет" суметь аргументировать. Стереотип – уже то, что Россия проиграла в "холодной войне".

"Мы не проиграли в "холодной войне", – убежден президент Торгово-промышленной палаты РФ, академик РАН Евгений Примаков. – Как можно считать проигравшей Россию в "холодной войне", которая полностью сохранила ядерный потенциал, стянула из всех республик на свою территорию ракетно-ядерный потенциал? Может ли страна, проигравшая в войне, так сказать, иметь все это в неприкосновенности? Конечно, нет. Я просто говорю об одном из показателей этого".

Примаков вспоминает: Вашингтон заигрался в однополярность настолько, что игнорировал мнение даже верных европейских союзников. Один из ярких примеров – Ирак. Столь агрессивная внешняя политика – заслуга окруживших Буша-младшего неоконсерваторов. Персоналиям, анализу их идеологии, которая подразумевает безудержное желание сеять демократию, невзирая на уровень развития стран, автор посвятил целую главу. Вот лишь одна из цитат: "Неоконсерваторы игнорируют, не принимают в расчет эти объективные реальности. И в этом они напоминают троцкистов, которые провозглашали идею экспорта пролетарской революции в другие страны независимо от того, сложилась ли в них революционная ситуация или не сложилась".

Примаков констатирует: теория однополярного мира разрушена Ираком, Афганистаном, этими тупиками, в которых неизбежно оказывался Вашингтон, действуя поначалу в одиночку. А мировой финансовый кризис, уверен автор, покончил и с экономической однополярностью. Новых подходов, в том числе в российско-американских отношениях, можно ожидать от новой американской администрации.

"У нас открываются многие перспективы сейчас с приходом Обамы, – считает Евгений Примаков. – Вот мы критикуем его окружение часто в нашей печати, а посмотрите: ни одного неоконсерватора он к себе не подпустил. Ни одного, который делал политику при Буше, и который привел к иракской трагедии. Он никого не пускает. Надо пользоваться этим. Надо вести с ним переговоры".

Это было больше, чем просто мнение, ведь к нему в зале прислушивались те, от кого зависит принятие конкретных решений.