Медведев: следующий год будет очень трудным

Следующий год будет очень трудным для России, считает Дмитрий Медведев. После выездного заседания Госсовета в Ижевске президент РФ ответил на вопросы журналистов региональных СМИ.

Следующий год будет очень трудным для России, предупредил президент РФ Дмитрий Медведев. Встреча с представителями региональных СМИ прошла в Ижевске после выездного заседания Госсовета. Преимуществом сложившейся ситуации можно назвать, во-первых, то, что кризис, который стремительно начался, может так же быстро закончиться, считает президент. И здесь положительную роль должны сыграть совместные усилия мирового сообщества. Возможности борьбы с кризисом – тоже глобальные, и это очевидный "плюс", считает Дмитрий Медведев.

Дмитрий Медведев призывает не обманывать себя относительно последствий развивающегося мирового финансового кризиса и рассчитывает, что новый саммит "двадцатки" весной будущего года будет более продуктивным.

"Сегодня понятно, что кризис развивается, к сожалению, от финансовой сферы – это объективная вещь – к реальному сектору, – сказал он, отвечая на вопросы журналистов в Ижевске. – Действительно, пока он еще только слегка затронул наш реальный сектор, нашу промышленность. Где-то это мощнее, где-то пока не особенно видно. Но, по всей вероятности, кризис, конечно, будет распространяться. Здесь нужно смотреть правде в глаза. Поэтому мы должны максимально внимательно относиться к вопросам поддержки реального сектора по всем направлениям".

"Не везде одинаковая ситуация, но везде, в принципе, близкие проблемы – это проблема нехватки денег и, соответственно, остановки или замедления производства, – сказал Медведев. – Сейчас главное протолкнуть вот эти проблемы, которые образовались, финансовые. Тогда мы сможем сохранить сбалансированной ситуацию в реальном секторе. Но это не значит, что не будет проблем, они будут, но нам нужно их минимизировать".

"Каждая отрасль по-своему уязвима, – продолжал он . – Сказать, что кто-то "в шоколаде", и ему вообще денег не дадим, а у того-то – полная беда, нельзя. Мы всегда говорили, что оборонка в сложном положении – это так, но с учетом того, что там большой объем госзаказа, сейчас, как ни странно, это может быть, даже плюс. С другой стороны есть отрасли, которые абсолютно приватизированные, рыночные, которые без денег не обойдутся – без денег с внутреннего кредитного рынка или из Европы, из других стран. Здесь ситуация сложнее, потому что кредитные рынки других государств закрылись. Это, к сожалению, – факт".

"Раз это так, то в ряде случаев нам необходимо помогать таким отраслям, которые жили в кредит. Например, торговля. У нас распространенное ощущение было, что там торгаши, и вообще они жулики. Но на самом деле это сложный, весьма технологично организованный процесс и мы должны обязательно подкреплять финансирование в отношении крупных и не очень крупных торговых предприятий".

Отдельная тема – сельское хозяйство, считает президент. "У нас и так очень много трудностей, связанных с развитием села, – отметил он. – В некоторых ситуациях даже большой урожай не помогает. Но за последнее время сельское хозяйство научилось брать кредиты, и мы этих кредитов довольно много им передали. Сейчас очень важно не потерять того, что достигнуто".

"Но, к сожалению, кризис потому и глобален, что он воздействует практически на любую сферу, – констатировал глава государства. – Поэтому при этом мы еще не должны забывать про бюджетные сферы, про социальные сферы, где тоже необходимо обеспечивать постоянное, непрерывное финансирование".

Дмитрий Медведев признал, что следующий год обещает быть очень сложным. "Не хотелось бы здесь векселей давать, но единственное, что могу сказать: здесь уж к бабке не ходи – следующий год будет очень трудным", – сказал он.

Касаясь итогов недавнего саммита "двадцатки" в Вашингтоне, он рассказал, что "определенная растерянность присутствует у глав крупных государств". "Это, конечно же, плохо, потому что непонятно, где его дно, временные рамки непонятны", – признал президент.

"Но я вижу и определенный плюсик: кризис как начался, как глобальный, может быть, он так и закончится достаточно быстро во всех странах", – сказал Медведев. "Возможности влиять тоже глобальные, это нас всех усиливает", – подчеркнул президент РФ.

Медведев выразил надежду, что второй раунд переговоров "двадцатки", который состоится в марте-апреле следующего года, будет более конкретным.

"Хотелось бы при этом выходить на какие-то конкретные соглашения. Без этого мы окончательно не сможем создать ни новую финансовую структуру, ни ликвидировать кризис, – сказал он. – Мы, конечно, должны активно работать, чтобы создать собственное правовое поле и, самое главное, для того, чтобы создать новое международное соглашение".

"Нужно договориться, – продолжал он, – о том, кто кого и как будет кредитовать, о принципах этого кредитования, системе контроля и мониторинга над компаниями, и договориться об оценке рейтинговых агентств".

"По всем этим механизмам надо договориться, чтобы не каждая страна сама по себе кукарекала, а был бы общий набор принципов, и не в интересах одного государства", – сказал Медведев. В этой связи президент России обратил внимание и на особую роль средств массовой информации.

"Кризис никому не нравится, – сказал он. – Он не нравится обычным людям, которые страдают, не нравится начальникам, потому что приходится предпринимать различные сложные усилия, чтобы решить какие-то обычные проблемы. Он не нравится компаниям, которые теряют доходы, останавливаются. Поэтому в этих условиях от представителей СМИ зависит очень многое. От вашей точности , тактичности и в то же время правдивости зависят очень многие процессы в стране".