Экономический кризис подобен стихийному бедствию. Несмотря на то, что экономика создана людьми - люди не очень-то понимают, как ей управлять. Особенно в кризис. А неуправляемая стихия приводит к историческим изменениям.

Когда в сердце Нью-Йорка террористы разрушили два небоскреба - люди не верили собственным глазам. Этого не могло быть! Всемирный торговый центр был одним из символов США! А ведь сейчас в Америке происходят куда как более значимые изменения.

Нет больше Lehman Brothers - одного из крупнейших американских банков, основанного еще в 1850-м году. Это вам не тридцатилетние здания WTC. С этим банком связана вся история США как ведущей страны мира.

А на этой неделе официальное заявление о банкротстве подано крупнейшим автомобильным концерном США General Motors. Эта компания существует 100 лет, и 77 из них она была крупнейшим производителем автомобилей в мире. А автомобиль - это самый главный в Соединенных Штатах предмет. У тебя может не быть дома, работы и денег, но у тебя должна быть машина, иначе ты не американец. "Шевроле", "Кадиллак", "Бьюик", "Понтиак" - представьте себе, что всего этого в Америке больше нет.

Разве можно сравнивать 11 сентября и эти тектонические изменения во всей американской культуре? Вековые американские традиции и символы рассыпаются в пыль. Страна на глазах становится другой.

Великий американский писатель Джером Дэвид Сэлинджер 35 лет не подавал голоса из своего дома в городе Корниш, штат Нью-Хэмпшир. И это тоже была одна из тех самых настоящих американских традиций, один из символов современных Соединенных Штатов. Но и Сэлинджер нарушил свое уединение и подал иск против какого-то писателя, рискнувшего написать продолжение "Над пропастью во ржи".

Непонятно даже - чего он волнуется? В "Над пропастью во ржи" три раза упоминается "Кадиллак" и один раз - "Бьюик". Это самая американская книга за всю историю Америки, но той Америки, про которую эта книга, больше не существует. Нет больше ни "Кадиллака", ни "Бьюика". То есть, названия-то наверняка останутся, вот только носящие эти названия автомобили уже не будут ни "Кадиллаками", ни "Бьюиками".

Той, великой Америки больше нет. Теперь будет новая - с японскими автомобилями и китайскими компьютерами. И даже "Симпсонов" давно уже делают в Южной Корее. Так что же удивительного в том, что какой-то швед пишет продолжение самой американской из книг? Все как раз очень логично.