В историю советского кинематографа они вошли как "братья Васильевы", хотя в действительности режиссёры и сценаристы Георгий и Сергей Васильевы были однофамильцами. Творческий псевдоним для двух талантливых единомышленников придумал Виктор Шкловский. Вместе Васильевы сняли 8 картин. Они "по-братски" разделили место не только в киноведческих справочниках, но и в зрительских сердцах – как создатели легендарного "Чапаева". 25 ноября исполнилось 110 лет со дня рождения Георгия Васильева.
"За простоту на экране" – с таким лозунгом братья Васильевы пришли в советский кинематограф. Оба – фронтовики, оба – грезили о большом кино. Идея покорять советский экран вместе пришла в голову амбициозным однофамильцам за монтажным столом. Они тогда занимались перемонтажом зарубежных картин с учетом советской цензуры. Вместе стали заниматься у Сергея Эйзенштейна. Их так и называли "братья по искусству" – "сыновья Эйзенштейна".
"Подвиг во льдах" – это режиссерский дебют братьев Васильевых – документальная лента о спасении экспедиции Умберто Нобеля. Потом были два игровых фильма – "Спящая красавица" и "Личное дело". Не очень удачных с точки зрения руководства "Совкино" – предтечи "Ленфильма". Режиссеров разделили. Годы в разлуке они провели, снимая документальные ленты и агитки. Георгий Васильев тогда выпустил короткометражку о кролиководстве, где актерские эпизоды сочетались с анимацией.
"Это заказная работа, но по ней видно, что Георгия Васильева привлекала именно смешная сторона, эксцентрика. Этот маленький фильм сделан очень изобретательно, с пониманием смешного, владением смешным – похоже, за эту часть в тандеме отвечал Георгий", – поясняет режиссер, автор документального фильма "Братья Васильевы" Владимир Непевный.
И вот они сошлись снова. На выбор братьям Васильевым дали кипу сценариев. "Один другого хуже", – признавались кинематографисты. В итоге остановились на маленьком опусе "Чапаев", который полностью переписывали полгода. Потом была борьба с киноруководством – поначалу братьям дали очень скромный бюджет, и "Чапаев" должен был выйти немым. Борис Бабочкин пробовался на роль Петра, однако удивил режиссеров своим знанием характера Чапаева. Оказалось, актер воевал недалеко от дивизии Василия Иваныча, и даже однажды выполнял его поручение.
А с этой сценой братья Васильевы намучились. Сначала действия командира Чапаев должен был показать на бумаге, затем – нарисовать на песке. "Нет, это как-то не по-чапаевски, не в его характере", – переживала съемочная группа. От отчаяния решили отобедать. К столу подали картошку и соленые огурцы. Тут-то кинематографистов и осенило.
На всякий случай Васильевы сняли два альтернативных, более оптимистичных финала – счастливая семья Петьки и Анки, и голос Чапаева за кадром – мол, я же говорил – хорошая жизнь начнется после войны.
Успех настиг картину в первый же вечер. Сталин поставил свой личный рекорд – пересмотрел "Чапаева" 30 раз. "Давай завтра в другой кинотеатр пойдем – там, говорят, Чапай спасается", – надеялись расстроенные мальчишки.
Во время войны и вправду была снята еще одна короткометражка, где Василий Иванович добирался-таки до берега и произносил пламенную речь.
"Сам Георгий Васильев грустно пошутил на волне успеха "Чапаева": "Мы выкормили слона и будем вынуждены всю жизнь его кормить». Он понимал – они стали заложниками успеха "Чапаева", – рассказывает Владимир Непевный.
"Волочаевские дни", "Фронт" и "Оборона Царицына" – эти фильмы тоже были идейно важные, но, что уж говорить – вторичны. Братья Васильевы делали попытку уйти в сторону – снять мистическую драму по своему давнему сценарию – "Пиковая дама". Фильм стал для них роковым. Георгий умер во время съемок, а закончить его без "собрата по искусству" Сергей Васильев так и не смог. Потом он снял еще несколько лент, однако признавался – с Георгием умер авторский тандем "братья Васильевы". Один Сергей Васильев работать не мог.



















































































