В Страсбурге на осенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы депутаты ПАСЕ приняли проект новой резолюции по ситуации на Кавказе. Россию он вряд ли устроит, в нем независимость Южной Осетии и Абхазии по-прежнему не учитывается. И вообще, документ носит достаточно антироссийский характер.

В Страсбурге на осенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы депутаты ПАСЕ приняли проект новой резолюции по ситуации на Кавказе. Россию он вряд ли устроит, в нем независимость Южной Осетии и Абхазии по-прежнему не учитывается. И вообще, документ носит достаточно антироссийский характер. Правда, поправка о лишении России права голоса в ПАСЕ не прошла. Предшествовали этому часы горячих дискуссий.

Во вторник в Совете Европы выбирали нового генерального секретаря. Им стал норвежец Турбьерн Ягланд. Но, казалось бы, важное для организации событие осталось почти незамеченным из-за дискуссии о прошлогодних событиях в Южной Осетии. После них на своей прошлой сессии ПАСЕ приняла документ, в котором содержались заведомо невыполнимые требования к России и Грузии. И вот теперь, на заседании во вторник, ПАСЕ констатировала, что требования эти действительно выполнить не удалось.

Впрочем, резолюция, принятая в прошлом году, не учитывает довольно важные перемены, которые произошли в регионе: Абхазия и Южная Осетия с тех пор – независимые страны. Так что, к примеру, требование обеспечить доступ через административные границы Грузии выполнить невозможно. Этих административных границ уже попросту нет. "Если убрать лишнее, требования предыдущих резолюций свелись к тому, что грузины должны перестать нападать на осетин, а мы должны перестать защищать осетин. Мы не перестали защищать осетин, и мы не перестанем защищать осетин до тех пор, пока у Грузии у власти тот же режим, который совершил авантюру в прошлом году, и до тех пор, пока грузин будут продолжать защищать в таких международных организациях, как наша", – заявил, выступая на сессии ПАСЕ глава делегации РФ, глава международного комитета Госдумы Константин Косачев.

Как бы в продолжение доклада о последствиях российско-грузинской войны, ПАСЕ в эту сессию обсуждает и еще один важный вопрос – о лишении российской делегации права голоса. Эта тема в Страсбурге поднимается регулярно, и каждый раз – неудачно. На сей раз резолюцию рассмотрят в четверг. "Кому-то может показаться, что, провоцируя радикальные настроения в этом зале, жонглируя резолюциями о лишении полномочий, можно выиграть, добиться успеха, изолировать Россию. Это иллюзия! Это будет, скорее, самоустранение ПАСЕ, которое подорвет усилия Ассамблеи, причем не только на кавказском направлении", – заявил, выступая на сессии, член российской делегации в ПАСЕ, член Совета Федерации Ильяс Умаханов.

Впрочем, значительная часть депутатов, которая в четверг еще будет высказываться, антироссийский проект резолюции не поддерживает и считает, что лучше все-таки продолжать диалог. Депутат ПАСЕ Дэвид Уилшир уверен: "Если вы хлопаете дверями, то разговаривать после этого уже невозможно. Если вы не разговариваете, то как можно хоть что-нибудь изменить? У Совета Европы нет армии, нет возможности вводить экономические санкции, ничего подобного. То, что мы делаем, касается ценностей, а бороться за них можно только, если их обсуждать". "Ассамблея осуждает не ситуацию по существу, потому что при подготовке доклада никто даже не съездил в район конфликта. Здесь обсуждают свои же собственные выводы, которые были сделаны год назад", – отметил Константин Косачев.

Оппоненты российской делегации в ПАСЕ в ходе своих выступлений обычно избегали вопроса о том, какая сторона начала боевые действия в августе прошлого года на Южном Кавказе. Впрочем, спор в Страсбурге проходил накануне представления другого доклада – международных экспертов во главе со швейцарским дипломатом Хейди Тальявини. Судя по многочисленным утечкам, в этом документе также подтверждается, что боевые действия начала именно Грузия.