Реликвии истории советской космонавтики в четверг должны уйти с молотка в Нью-Йорке, причем уже во второй раз. Аукционный дом Sotheby's открывает торги, главными лотами которых станут документы, связанные с именем Юрия Гагарина.

Реликвии истории советской космонавтики в четверг должны уйти с молотка в Нью-Йорке, причем уже во второй раз. Аукционный дом Sotheby's открывает торги, главными лотами которых станут документы, связанные с именем Юрия Гагарина. Это копия отчета об историческом полете корабля "Восток" 12 апреля 1961 года и страница выступления Гагарина на госкомиссии за пару дней до этого события. Нынешний владелец раритетов 15 лет назад сам купил их на аукционе.

В этой папке – знаменитый двухстраничный рапорт Юрия Гагарина, который он написал через три дня после приземления. Тогда мир узнал, что из космоса у Земли виден красивый голубой ореол, а горизонт играет всеми цветами радуги. На полке госархива научно-технической документации оригинал хранится уже 30 лет. То, что выставили на аукцион Sotheby's, – это машинописная копия с черновика Гагарина. Но с автографом.

"Все это была атмосфера дружеская. Доклад был в 4-х экземплярах. "Да подпиши" – подписал. Ему что, жалко было? Молодой парень был. Тогда никто не представлял, что это может иметь историческую ценность", – говорит директор Российского Государственного архива научно-технической документации Александр Шапошников.

Три копии доклада в госархивах, одна была в частных руках. Вот только в чьих – загадка. Кто продал в Америку другой топ-лот Sotheby's здесь тоже недоумевают. С этой речью Гагарин выступил перед госкомиссией 10 апреля 1961 года. За два дня до полета. "Я рад, горд, счастлив, как любой советский человек, если бы ему Родина доверила совершить такой беспримерный подвиг" – в Sotheby's эти слова знают наизусть.

"Ровно 15 лет назад мы получили документы от вдовы Гагарина для крупнейших "космических" торгов. Тогда их купил филантроп и миллиардер Росс Перро, и его же благотворительный фонд сейчас их выставляет на аукцион", – рассказывает эксперт департамента книг и рукописей Sotheby's Марша Малиновски.

Сама Валентина Гагарина комментарии давно не дает, но в 2001 году заявляла: ничего не продавала, даже в руках не держала. И вообще, рапорт могли подделать или украсть из архива.

"Валентина Ивановна всегда у нас была верной хранительницей семейного очага. Это пример человека, который положил свою жизнь в жертву нашей профессии. Мне не хотелось бы разочаровываться в людях. Я не верю, что Валентина Ивановна такое совершила", – говорит космонавт Федор Юрчихин.

В 1993 году Росс Перро купил с аукциона не только эти документы. Для Национального музея космоса и авиации в Вашингтоне он приобрел пусть тренировочный, но от этого не менее ценный скафандр Гагарина и логарифмическую линейку Королева, с помощью которой тот делал свои научные расчеты. Перро даже готов все вернуть России, но только его об этом никто пока не попросил.

"Все вещи, которыми я располагаю, абсолютно подлинные, – говорит бизнесмен. – Я приобрел и письма, и другие артефакты, такие как парашют и скафандр, и они выставлялись в Вашингтоне, рядом с такими же предметами американских астронавтов. Я обращался в российское посольство с предложением приобрести у меня предметы коллекции, но, к сожалению, не нашел заинтересованности с российской стороны. Меня это сильно удивило – ведь это часть российской истории!"

"В тот период нашей службы еще не было, мы созданы несколько позже. Наверное, отдельные из этих вещей мы бы не разрешили к вывозу. Но поскольку это было другое время, и эти вещи оказались за рубежом, у нас нет оснований ни требовать из обратно, ни считать их продажу незаконной",- говорит начальник управления Росохранкультуры Виктор Петраков.

В музее корпорации "Энергия" на каждый экспонат заведено дело. За спиной космонавта Крикалева – капсула, в которой спускался Гагарин. Она не только не продается, но даже не выезжает на выставки. Чтобы не было "случайностей". "Если бы государство продало эти документы, и мы могли сказать: вы знаете, вот мы имели столько-то килограммов колбасы за то, что это продали, это было бы хоть как-то понятно. Когда это ушло непонятно откуда, непонятно как и непонятно каким образом, – вот это вызывает самое большое недоумение", – говорит герой России Сергей Крикалев.

Если в 90-е раритеты уехали за границу всего за несколько сотен долларов, то теперь за речь Гагарина Sotheby's просит уже полмиллиона долларов, за отчет – 200 тысяч. И это только стартовые цены.

"Все эти предметы – носители нашей славы. И то, что они за рубежом, не так уж и плохо", – говорит глава отделения "Sotheby's-Россия и СНГ" Михаил Каменский.

Коллекционеров орбитальных предметов – всего несколько десятков в мире. Один из них – космический турист Ричард Гэрриот. Главный экспонат его собрания – единственный дублер первого советского спутника Земли. И вывез он его в 1995 году под видом супницы, разобрав на две полусферы.