Сегодня состоялось общее годовое собрание акционеров "ЛУКойла". Глава компании Вагит Алекперов в интервью "Вестям" рассказал об инвестиционной политике "ЛУКойла", сотрудничестве с ConocoPhillips и о ситуации на нефтяном рынке.

Сегодня состоялось общее годовое собрание акционеров "ЛУКойла". Глава компании Вагит Алекперов в интервью "Вестям" рассказал об инвестиционной политике "ЛУКойла", сотрудничестве с ConocoPhillips и о ситуации на нефтяном рынке.

- Вагит Юсуфович, расскажите об инвестиционной политике компании на ближайшие годы. Какие проекты представляют для "ЛУКойла" наибольший интерес? И какой объем средств будет направлен в рамках инвестиционной программы?

- Инвестиционная программа прошлого года составила 11 миллиардов долларов. В 2008 году мы, конечно, превзойдем эту цифру. Последнее наше приобретение – доля участия в одном из самых современных заводов на Сицилии. Это показывает нашу агрессивную политику в вопросах приобретения новых активов. Компания сегодня увеличила свои инвестиции в геологоразведку. Нам удастся в этом году поддержать, тот прирост запасов, которым традиционно славилась наша компания, из года в год наращивающая свои запасы углеводорода. Пуск Южно-Хыльчуюского месторождения и уникального отгрузочного комплекса на Баренцевом море, делает сегодня наши проекты в Тимано-Печоре очень перспективными. Потому что, создан новый коридор для экспорта российской нефти. Мы сегодня полны оптимизма в том, что усиление геологоразведки в этом районе даст нам хороший прирост и уже созданная инфраструктура сделает этот регион привлекательным для инвестиций.

- С конца прошлого года мировые цены на нефть сильно выросли. Что от этого роста получил "ЛУКойл"?

- Показатели наши достаточно хороши. Но, это все относительно. Как я сказал, мы получили прибыль 9 с половиной миллиардов долларов. А инвестировали более 11 миллиардов долларов. Этот разрыв был закрыт компанией за счет привлеченных средств. Я хочу еще раз высказать свои слова благодарности правительству Российской Федерации, которое совместно с нефтяными компаниями выработало пакет законодательных актов, которые могут позволить нам усилить наши инвестиции в будущее: в геологоразведку, разработку сложно построенных месторождений. Эти законодательные акты сегодня находятся в Государственной Думе. Мы надеемся, что они будут рассмотрены и приняты в весеннюю сессию и часть законодательных актов, конечно, перейдет на осеннюю сессию. И я надеюсь, что темпы, которые взяло правительство для поддержания нефтяной и газовой промышленности, сохранятся в будущем. А такие отрасли, как наши, они благодарны на инвестиции. Они отдают гораздо больше сегодня в бюджеты всех уровней, чем они, как правило, получают.

- Председатель правительства Владимир Путин недавно заявлял о необходимости ослабить налоговую нагрузку для российских нефтяных компаний. Получается, что у компаний будет оставаться больше средств. На что они будут направлены? В частности, в компанию "ЛУКойл"?

- Мы сегодня представили нашему Министерству, вот если произойдет вот это частичное снижение налогового обременения на  нефтяные компании, и те направления куда они пойдут, компания наша может получить, если в купе все эти законодательные акты будут приняты, около 1,2 – 1,5 миллиарда долларов дополнительных инвестиционных поступлений. Все они направляются на геологоразведку в Тимано-Печору, в Каспий, Западную Сибирь. Они направляются на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, которые будут увеличивать объем производства, светлых нефтепродуктов и улучшать качество той продукции, которую мы сегодня уже производим. То есть, эти все материалы нами представлены в Министерстве. И они, я уверен, они будут под контролем.

Давайте теперь поговорим о роли России на мировом, энергетическом рынке. Крупнейшие западные компании насколько они сейчас заинтересованы в сотрудничестве с российскими партнерами?

- Сегодня у нас достаточно большие связи и совместные проекты с нашими коллегами из крупнейших нефтяных компаний, нефтегазовых компаний мирового уровня. То есть, мы сегодня чувствуем их заинтересованность в совместных проектах по реализации как на территории России, так и в третьих странах. Вот хороший пример, это пуск Южно-Хыльчуюского месторождения и Тимано-Печоры. Совместный труд компании "ЛУКойл" и компании ConocoPhillips. Использование самых современных технологий, технологий, которые применяет компания ConocoPhillips на Аляске, технологий, которые применяем мы, имея опыт в Тимано-Печоре, дали возможность реализовать уникальные проекты и акционерам получать справедливые прибыли от своих инвестиций. Я уверен, что сегодня все мои коллеги заинтересованы во вложениях, особенно в геологоразведку, разработку месторождений на территории Российской Федерации.

- Как вы считаете,  в каком направлении должна развиваться российская нефтяная отрасль? Какие у нее перспективы на внутреннем рынке?

- Сегодня Россия является крупнейшим производителем нефти и газа. Я уверен, что наша страна останется лидером на мировом энергетическом рынке еще долгие годы. Но сегодня уже и второй этап  наступает. Сегодня наши заводы уже становятся совершенными. И сегодня необходимы дополнительные инвестиции нефтяных компаниям, чтобы потенциал нашей переработки, нашей нефтехимии, он также приблизился к тем величайшим заслугам, которые сегодня демонстрируют производителя нефти и газа. Я уверен, что в ближайшее десятилетие будет посвящено модернизации нефтепереработки, созданию новых мощностей. Особенно по нефтехимии Это все, конечно, требует поддержки и внимания со стороны государства.

- Представители мировых нефтяных компаний, делавшие прогнозы по цене нефти, называли цифры в  200-250 долларов за баррель. Можно услышать от вас, какой уровень цен вы считаете оптимальным для компаний и для российской экономики?

- Я считаю, что сегодня цены на нефть и газ формируются рынком. Не так много сегодня в мире стран, которые в состоянии увеличить объемы производства нефти. Сегодня, если мы говорим о странах, богатых нефтью, то мы должны учитывать и те проблемы, которые существуют на территории Ирана для инвесторов. На территории Ирака для инвесторов. Сегодня инвестиции идут в труднопостроенные месторождения. Это тяжелая битумная нефть, это месторождения расположенные на глубокой воде и поэтому требуют дополнительных, огромных инвестиций. Плюс к этому, уникальное развитие рынков Индии, Китая, а рост промышленного производства за собой локомотивом тянет энергетику и потребление нашего продукта. Поэтому, в ближайшее время я не вижу возможности резкого падения цен на нефть и газ на мировом рынке.