Финансовый кризис посадил на "диету" печатные СМИ

Печатные СМИ пытаются выжить в условиях кризиса
Печатные СМИ пытаются выжить в условиях кризиса
Как и предсказывали ещё осенью аналитики, сотрудники газет и журналов пополняют ряды безработных. После Нового года закрылись сотни изданий, от районных малотиражек до толстого глянца. Под вопросом судьба "Огонька" – в декабре журналу исполнится 110 лет, и сейчас не ясно, доживёт ли он до юбилея.

Как и предсказывали ещё осенью аналитики, сотрудники газет и журналов сейчас пополняют ряды безработных. После Нового года закрылись уже сотни изданий, от районных малотиражек до толстого глянца. Под вопросом даже судьба "Огонька" – в декабре журналу исполнится 110 лет, и сейчас неясно, доживёт ли он до юбилея.

Мировой финансовый кризис беспощаден даже к тем, кто о нем пишет, – газетам и журналам. Дело в том, что сейчас очень активно сокращаются доходы от рекламы, за счет которых и жили до сих пор многие газеты и журналы.

Вот наглядный пример: тематический глянцевый журнал. Пусть он будет безымянным. Номер за октябрь (кризис только начинается) – один из лучших выпусков за прошлый год. Здесь 486 страниц. Весомое издание. По ощущениям – весит полкило, не меньше. А вот – свежий январский номер того же журнала. Значительно легче. И страниц – 267. То есть почти вдвое меньше.

Такая участь в той или иной мере сейчас постигла большинство печатных изданий России. Газеты сокращают полосность. Журналы "худеют". А некоторые и вовсе приостанавливают выпуск. Ужаться пришлось практически всем.

"Целый ряд людей, которые занимались версткой полос, которые занимались корректурой полос, то есть, те, чья работа зависит от количества полос, сокращаются. Мы стараемся их сохранить предельно, поэтому мы договорились на добровольных началах, что люди по очереди уходят в неоплачиваемые отпуска", – пояснил Владимир Сунгоркин, главный редактор ИД "Комсомольская правда".

Раньше на первой странице "Комсомольской правды" читателя всегда встречала большая цветная фотография. Теперь – маленькие фото и выдержки из статей. На этом тоже экономят. Финансовый кризис посадил газету на "диету".

Вообще, какой-то процент своих работников сократили в последние месяцы большинство печатных изданий. В среднем по 30 % сотрудников. Теперь в списке самых невостребованных профессий в этом кризисном году наряду с банковскими работниками и риэлторами – журналисты печатных СМИ. Подтверждение этому легло найти в интернет-блогах.

"Был уверен в начале кризиса, что меня не уволят. Прошел месяц, и холдинг сам еле держится на плаву (а возможно и сгинет). В последний месяц лишили премий и -50% оклада. На нарушение закона никто не смотрит (трудовую отдали недавно, 2 недели спустя)", – пишет блоггер.

Вот еще одна цитата из блогов: "Очень известное питерское деловое издание подверглось значительным сокращениям. Я работаю давно, начальство мной довольно, дважды повышали зарплату, вот уж не думала, что окажусь в числе тех, кого сократят. Но когда мы узнали, что замглавреда, который 15 лет работает, сокращен, стало все понятно".

И еще цитата: "Инвесторы заморозили три проекта – редакции, набранные весной, в полном составе в поисках работы. Резюме разместила везде, жду".

За последний месяц о закрытии ряда проектов объявил издательский дом "Коммерсант", Independent Media, холдинг РБК и многие другие. Автомобильный ИД "За рулем" приостановил выпуск своего нового мужского журнала "Трэнд". "Похудел" и сам журнал "За рулем". Хотя главный редактор считает, что стресс в виде кризиса только оздоровит издание, поможет ему сбросить накопившийся за последнее время "жирок".

"Я люблю стрессовые ситуации, и на журнале он отразился очень хорошо, этот кризис, – отметил Петр Меньших, главный редактор журнала "За рулем". – Мы немножечко поднакопили запасов жировых, сейчас они быстренько рассасываются, и сердцу работать легко. Все подобрались, ничего не требуют, не выжимают из главного редактора дополнительные бонусы – все понимают, что нужно много работать, чтобы много получать. Это очень естественная ситуация, она меня вдохновляет и нравится".

И если сильным и именитым газетам и журналам этот кризис может даже будет полезен, то небольшим изданиям, еще не успевшим окрепнуть, он станет выстрелом в голову.

В этом месяце не вышли вовсе "Квадратный метр", "Молоток", AUTO news , SIM, Life Style, русская версия Empire и другие. Впервые за всю свою столетнюю историю приостановлен выпуск журнала "Огонек". Пострадали многие региональные представительства. Что уж говорить о мелких районных или городских газетах. Они исчезают десятками. Серьезно страдает и глянец, его тиражи сокращаются. Однако в гильдии издателей периодической печати во всем этом видят и положительные моменты.

"Есть довольно твердое понимание того, что этот кризис играет оздоравливающую роль, потому что довольно большое количество идей, проектов, которые возникли, как случайный прыщик на здоровом лице медиабизнеса, они просто вымрут, потому что не смогут сопротивляться кризису", – отметил Василий Гатов, вице-президент гильдии издателей периодической печати.

В России сейчас зарегистрировано более 50 тысяч печатных изданий. Больше половины из них – газеты. Остальные – журналы, а также различные справочники. Причем, огромная часть этих СМИ появилась в последние годы. Кризис, уверены эксперты, значительно сократит эти "воздушные" цифры. Ведь реально печатный рынок формирует всего около 3,5 тысячи медиагигантов. И произойдет это, прежде всего, за счет сокращения рекламы в прессе. По прогнозам, до конца года ее объем в газетах и журналах уменьшится примерно на 20 %. В среднем, именно столько рекламных страниц издания не досчитаются.

Уже сейчас пошатнулись бесплатные газеты, которые полностью живут за счет рекламных денег. Даже одному из лидеров – издательскому дому "Экстра М Медиа" пришлось отказаться от ряда новых проектов.

"Мы это ощущаем, наверное, в полной мере, поскольку наши газеты содержат в каком-то смысле срез городского бизнеса. У нас порядка тысячи рекламодателей, размещающихся в каждом номере, и наличие проблем у рекламодателей – это наши проблемы", – подчеркнул Иван Курдюмов, генеральный директор ИД "Экстра М Медиа".

Лихорадит сейчас и цены на газеты и журналы. По данным Ассоциации распространителей печатной продукции, в первые дни нового года цены на прессу выросли от 5 до 140 %. И, по прогнозам, могут вырасти еще больше. Пытаясь хоть как-то заполнить те бреши в бюджетах, которые образовались от недополученной рекламы, ряд издательств увеличивают стоимость. При этом розничные продажи в целом уже сейчас падают. И прежде всего, меньше покупать стали, конечно, глянцевые журналы. Сейчас россияне больше интересуются кризисными новостями, всем тем, что касается экономической ситуации.

При этом многие крупные издательские дома сейчас заявляют, что сильно цены не поднимали. Мол, это все распространители. Газета, особенно в условиях кризиса, должна оставаться доступной – такого мнения придерживается главный редактор "Аргументов и Фактов".

"Некоторые владельцы сетей, причем, не самые бедные, вдруг резко подняли цену, в том числе, на наши издания. Ну это уже просто, я считаю, наглость – за счет потребителя выправлять свои финансовые потери. Это не очень корректно", – сказал Николай Зятьков, главный редактор "АиФ".

Еще один удар, который, вероятно, нанесет кризис, будет адресован подписке. В таких условиях она может и вовсе рухнуть. Пока какого-то массового оттока подписчиков издания не наблюдают, но лишь потому, что еще не истек срок подписки на полугодие. И тем не менее уже сейчас многие компании, оптимизируя свои расходы, отказываются от газет и журналов. Это уже почувствовал "Коммерсант".

"Январь – не показатель. А вот феврале или, скорее всего. В марте будет отчетливее видна и понятна степень этого кризиса", – считает Азер Мурсалиев, главный редактор газеты "Коммерсантъ".

Такого мнения – еще не время судить, подождем до весны – придерживается большинство руководителей периодических изданий. Одно ясно уже сейчас: рынок печати переживает некое перевоплощение. Аналитики считают, что кризис уже поменял и еще поменяет интересы читателей. То, что в последнее время процветало, – газеты и журналы о красивой жизни – теперь уходит на второй план. На первом – деловые новости.