Принудительная госпитализация душевнобольных отныне вне закона

Конституционный суд в пятницу принял принципиальное решение: отныне человека нельзя отправить в психиатрическую лечебницу без судебного решения. К тому же судьи теперь не могут основываться только на данных экспертизы – на заседании должен присутствовать и сам предполагаемый пациент.

Конституционный суд в пятницу принял принципиальное решение: отныне человека нельзя отправить в психиатрическую лечебницу без судебного решения. К тому же судьи теперь не могут основываться только на данных экспертизы – на заседании должен присутствовать и сам предполагаемый пациент. Таким образом, случаев, когда человека запирают в психиатрическую больницу, чтобы завладеть его имуществом, в будущем быть не должно. Поводом к рассмотрению послужили жалобы трех российских граждан – одного из них родственники упрятали в лечебницу на целый год. Все остальные, кто также подвергся этой незаконной процедуре, теперь могут обращаться в суды.

Дело о правах граждан с психическими отклонениями рассматривалось в Конституционном суде России почти месяц. Это не много, но и не мало – скорее, обычно. Но в итоге на вынесение решения было потрачено в 3,5 тысячи раз больше времени, чем в Европейском суде по правам человека. Ведь там этот же вопрос уже был решен. В прошлом году. Всего за 10 минут.

Это дело по жалобам трех человек. Но пересматривается конституционность сразу семи статей. И главная тема: возможно ли вопрос о психической недееспособности гражданина решить в суде даже без его присутствия.

Потерпевшие в разное время и в разных судах были признаны невменяемыми, не побывав ни на одном заседании. Но последствия таких приговоров не заставили себя ждать.

Высокий забор и здание с зарешеченными окнами – из разряда плохих воспоминаний. В психиатрической больнице Павел Штукатуров провел целый год – по ходатайству своей матери, назначенной его опекуном. Судебных повесток не получал и на заседаниях, само собой, не присутствовал. Но даже после вынесения вердикта не мог оспорить решение суда. Потому что на основании всего одной медицинской справки получил звание недееспособного.

"Это касается, допустим, не только моего права отчуждать имущество или приобретать, управлять транспортным средством. Это касается абсолютно всего. Я перестаю быть человеком. Я становлюсь человеком только с разрешения органов местного муниципалитета", – говорит Павел.

Это он в итоге обратился в Европейский суд по правам человека. Дело "Штукатуров против России" прогремело на всю Европу. Уже хотя бы потому, как быстро было выиграно пострадавшим.

В итоге – Конституционный суд России. Ведь статьи, по которым Штукатуров был признан недееспособным, явно противоречили закону о невмешательстве в частную жизнь человека.

"Участие гражданина в процессе до тех пор, пока он не признан недееспособным должно быть максимально обеспечено, не полагаясь на одни лишь устные и письменные заявления других лиц, потому что в противных случаях возникает опасение того, что не выявляется реальная картина", – отметил председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин.

Постановление вступило в силу прямо в зале суда. А дела трех пострадавших будут пересмотрены. Уже с учетом изменений в законодательстве и при их присутствии на заседаниях.