Тема:

Парад Победы 9 мая 2009 года 2 года назад

Авиация в небе над Красной площадью: 6 минут триумфа

Пролет над Красной площадью парадного строя боевой авиации стал кульминацией Парада Победы. Все действие заняло не более шести минут, хотя полет готовили полтора месяца. Эти шесть минут. Москва. Красная площадь. И праздничные трибуны с высоты 300 метров – глазами членов экипажей пилотажных групп.

Пролет над Красной площадью парадного строя боевой авиации стал кульминацией Парада Победы. Все действие заняло не более шести минут, хотя полет готовили полтора месяца. Эти шесть минут. Москва. Красная площадь. И праздничные трибуны с высоты 300 метров – глазами членов экипажей пилотажных групп.

Раньше всех день полетов начинается не для летчиков – для авиационных техников. 9 мая они заступили на смену еще до рассвета, в 4:30 утра. "Осматриваются воздухозаборники. Всё чтобы было закреплено, заглушки. Всё убрано, чехлы. Также заправка проверяется. Выставка топлива. Проверяется и сливается отстой топлива. Так как от нас зависит жизнь летчика",- рассказывает старший техник самолета Максим Евсеенко.

К началу воздушной разведки становится ясно – на парад летят все. Ясное небо и легкая дымка – идеальные условия для полетов. Первыми от кубинской "взлетки" отрываются штурмовики Су-25. Следом за ними – "Стрижи" на Миг-29 и "Русские Витязи" на Су-27. Но даже для тех, кто часто бывает на Кубинке, необычайным зрелищем стал другой взлет. Сразу столько боевых вертолетов в одном месте редко когда можно увидеть.

Сейчас вертолеты, "Стрижи" и "Витязи" уйдут в так называемую зону, где и займут парадный строй. И там же к ним присоединятся остальные участники парада. Всего 69 самолетов и вертолетов. И уже оттуда вся эта техника, соблюдая график с точностью до секунды, возьмет курс на Красную площадь.

А в это же самое время в нескольких сотнях километров южнее, с авиабазы Шайковка, что в Калужской области, взлетают стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160, и три "дальника" – сверхзвуковые бомбардировщики с изменяемой геометрией крыла Ту-22М3. Еще через несколько минут к точке "икс" одним из первых подлетел тяжелый транспортник Ан-124 "Руслан".

Взглянуть на мир глазами летчика. Уникальные кадры сделали сами пилоты. Вот над Москвой на крейсерской скорости идут "Аллигаторы", новейшие вертолеты Ка-52. Командирская машина армейской авиации. А это уже самолет дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50, в сопровождении четырех истребителей. Внизу проплывает район Беговой, отлично видно ипподром, а еще через 9 секунд – уже Садовое кольцо.

Кульминацией воздушной части стала имитация дозаправки с участием воздушных танкеров Ил-78 и наших "стратегов" в сопровождении перехватчика Миг-31. Один из заправщиков прошел над площадью в сопровождении фронтовых бомбардировщиков сразу двух поколений: многоопытного и заслуженного Су-24 и нового – Су-34. Ну и, уже по традиции, замыкает парадный пролет ромб из девяти "Стрижей" и "Витязей".

Все это военно-воздушное великолепие длится не более шести минут, подготовка к которым заняла несколько месяцев. Теперь же, после роспуска парадного строя, каждая машина возьмет курс на свой аэродром: Энгельс, Рязань, Липецк, Бутурлиновка, Шайковка и Кубинка. Предварительные итоги подводили сразу же после посадки, прямо на летном поле.

"Только проход Красной площади состоялся, и я заметил, что небо очень красивое. Особенное такое голубое небо. Праздничные улицы. Только на рубеже после Красной площади. До Красной площади все была проза, после – поэзия",- говорит Игорь Ткаченко, командир пилотажной группы "Русские витязи", начальник центра показа авиационной техники имени Кожедуба.

Но, несмотря на выполненное задание, для летчиков праздник начался только после того, как колеса крайней машины коснулись "бетонки" родного аэродрома.