Аббревиатура "МиГ", составленная из первых букв фамилий авиаконструкторов Микояна и Гуревича, не менее популярна в мире, чем АКМ. В декабре 1939 года был организован особый конструкторский отдел для разработки высотного скоростного истребителя. В серийной версии он получил название "МиГ-1". Но настоящая мировая слава пришла к "Мигам" реактивным.
В 80-е годы на авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов" испытывали первые советские палубные истребители, теперь испытывают первые российские. Новейший корабельный "МиГ-29" сажают летчики-испытатели Михаил Беляев и Павел Власов.
Павел Власов первые полеты помнит до сих пор. По его словам, новый истребитель посадить проще. "Снизились посадочные скорости, улучшились характеристики управляемости, увеличились радиусы боевого применения", – говорит шеф-пилот ОКБ "МиГ".
Короткое интервью – и снова в небо. Им, летчикам-испытателям, привычнее в летном костюме и шлеме, а не при галстуке. Но торжественный повод обязывает. Конструкторскому бюро Микояна и Гуревича исполнилось 70 лет.
"Это единственная фирма, в названии которой заложен дух коллективизма – две фамилии, Микоян и Гуревич. Фирма во все времена этим отличалась, слава богу, это и сейчас осталось", – говорит Павел Власов.
"МиГ" на долгие годы стал символом скорости, а самолеты фирмы Микояна – самыми массовыми в мире. Сегодня инженерный центр "МиГ" – важное звено в цепочке конструирования и производства нового поколения российских истребителей. Давние конкуренты "МиГ" и "Сухой" теперь работают вместе.
"В нынешнем этапе развития авиации нужна консолидация, – подчеркивает Алексей Литвинович, начальник опытно-конструкторского бюро РСК "МиГ". – Консолидация усилий конструкторов фирмы "Сухого", фирмы "МиГ". У нас общие цели, общие задачи – поднять российскую авиацию".
Помогает в этом и государство. Корабельные "МиГи-29", которые успешно прошли испытания на авианесущем крейсере, пока отправляются заказчикам в Индию, но вскоре на палубе "Адмирала Кузнецова" могут приземлиться "МиГи" в боевой раскраске ВМФ России.
"Я думаю, что это произойдет в скором времени. Будет подписан контракт. А после этого в течение полутора лет мы можем начать поставки самолетов", – считает Михаил Погосян, генеральный директор РСК "МиГ".
Свое семидесятилетие фирма "МиГ" встречает в рабочей обстановке – передача новых самолетов в войска, борьба за поставку в Индию 100 истребителей. Это значит, что еще долго будут загружены цеха и лаборатории, а 70 лет покажутся коротким мигом в новейшей историей легендарного конструкторского бюро.