Березовский и Литвиненко помогали МИ-6 вербовать россиян

Березовский и Литвиненко помогали МИ-6 вербовать россиян
Федеральная служба безопасности России назвала имя российского гражданина, пришедшего в начале июня 2007 года в общественную приемную ФСБ и заявившего о его вербовке британскими спецслужбами. "Британцы вербовали бывшего сотрудника спецслужб Вячеслава Жарко", - сообщили в ЦОС ФСБ РФ.

                Федеральная служба безопасности России назвала имя российского гражданина, пришедшего в начале июня 2007 года в общественную приемную ФСБ и заявившего о его вербовке британскими спецслужбами. "Британцы вербовали бывшего сотрудника спецслужб Вячеслава Жарко", - сообщили ИТАР-ТАСС в ЦОС ФСБ РФ.

По словам самого Жарко, "Березовский, с котором он был знаком еще с 90-х годов и выполнял для него различные поручения, знает его под другой фамилией". По инициативе Бориса Березовского летом 2002 года Жарко приехал в Лондон и познакомился с Александром Литвиненко. Далее Литвиненко свел Жарко с некими представителями консалтинговой фирмы, оказавшимися сотрудниками британских спецслужб, сообщили в ЦОС.

Одним из "кураторов" Жарко, завербованного МИ-6, был Джон Калаган, который с 1998 по 2001 год работал первым секретарем посольства Великобритании в Москве и считается кадровым офицером разведки. Жарко, бывший сотрудник российских спецслужб, в конце июня добровольно пришел в общественную приемную ФСБ РФ и заявил, что был завербован британскими спецслужбами. Сегодня он рассказал о том, как это происходило в Лондоне при непосредственном участии Бориса Березовского и Александра Литвиненко.

По словам Жарко, с Березовским он был знаком еще с 1990-х годов и выполнял для экс-олигарха различные поручения, но был ему известен "под другой фамилией". По инициативе Березовского Жарко летом 2002 года приехал в Лондон и познакомился с Александром Литвиненко. Литвиненко предложил Жарко совместный бизнес - консультировать британских партнеров - и свел с некими представителями консалтинговой фирмы, оказавшимися сотрудниками британских спецслужб.

"Литвиненко сказал: "У меня есть англичане, и мы сможем им продавать информацию, а я тебя представлю, пропиарю и скажу, что ты ногой в Кремль дверь открываешь, а моя задача была - прийти и сделать серьезный вид" - ну, англичане на это и клюнули", - рассказал Жарко. Далее, по его словам, он и Литвиненко общались с неким Мартином Флинтом, представившимся бывшим военнослужащим, а ныне хозяином консалтинговой компании, сотрудничавшей с ТНК-ВР.

Затем, через полгода, он вышел из игры, и Жарко стали курировать некий Пол и Джон Калаган. "Джон хороший парень и очень грамотный сотрудник, - считает Жарко. - Первые контакты с ними произошли в Лондоне, в гостинице "Хилтон", и сначала были вопросы очень простые: анализ экономической ситуации в стране, анализ телекоммуникационного рынка".

Жарко признался, что информацию для британцев брал из открытых источников в Интернете. "Я на тот момент уже не работал в закрытых организациях и не имел доступа к секретным документам и, соответственно, не мог их предоставить англичанам. Поэтому - заходишь в Интернет, просто делаешь анализ, небольшие додумки и, если английские налогоплательщики оплачивали мои фантазии, я не против", - рассказал Жарко. По его словам, за подобные услуги англичане платили 2 тысячи евро в месяц наличными. Встречи назначались за рубежом.

Выходить на связь с Березовским и приезжать в Англию Жарко запретили. А со временем англичан стала интересовать политическая информация - анализ ситуации в России и на Украине. Жарко, Литвиненко и сотрудники британских спецслужб встречались регулярно в Стамбуле - один-два раза в месяц. Жарко никогда не прилетал в Турцию прямыми рейсами, а добирался через третьи страны. Стоили британцам его подобные выезды не менее 5 тысяч долларов.

В январе 2005 года была назначена встреча в Финляндии, где с Жарко общались двое новых англичан, представившиеся как Мартин и Лео. Они потребовали от агента более серьезной информации, подчеркнув, что Литвиненко сказал им о больших связях Жарко в контрразведке и других структурах российской госвласти. Их интересовала "прежде всего ФСБ, отдел британской контрразведки, кто из работников посольства Великобритании и английских неправительственных организаций контактирует с представителями российских спецслужб", рассказал Жарко. По его словам, это стало переломным моментом, когда он принял решение прекратить подобный "бизнес".

Жарко, признавшийся в том, что при посредничестве Бориса Березовского и Александра Литвиненко был завербован британскими спецслужбами, убежден, что англичане "перестали доверять Литвиненко и считали его опасным". "Во время последних встреч Саша /Литвиненко / был очень замучен, у него стали появляться безумные идеи, что он скоро совершит в России переворот, - рассказал Жарко в интервью телекомпании НТВ. - Литвиненко бредил, что скоро станет директором ФСБ, а меня возьмет заместителем". Потом, по его свидетельству, в августе 2005 года на одной из их встреч в Стамбуле Литвиненко, возможно, что-то обсуждал с представителями экстремистского подполья Северном Кавказе. "Он попросил предоставить ему мой номер для встречи, и когда я поднимался из бара, то видел, что из моей комнаты выходили какие-то бородатые товарищи, похожие на представителей северокавказских народов", - рассказал Жарко. При этом, Литвиненко "держал какую-то баночку и говорил: ну, все, Путину конец". Жарко предупредил британцев о том, что с Литвиненко "некоторые проблемы", на что получил ответ: "С Сашей они больше не работают". Представители МИ-6 запретили ему контактировать с Литвиненко, подчеркнув, что "Саша становится опасным". Больше Жарко с Литвиненко не встречались, но регулярно звонили друг другу, планировали встречи с англичанами и обсуждали суммы своих гонораров.

Решение прийти в ФСБ заявитель обосновал "опасением за свою жизнь". К скорейшему обращению в ФСБ его подтолкнула и пресс-конференция Андрея Лугового, и то, что уже после самой пресс-конференции "с ним связались сотрудники МИ-6 и настаивали на немедленной встрече в одном из европейских городов". Кроме того, "заявителя особо насторожило и то обстоятельство, что в последнее время с ним по телефону неоднократно связывался Борис Березовский и предлагал встречу в Израиле".