Главные обвиняемые по делу об убийстве в 2003 году премьер-министра Сербии Зорана Джинджича приговорены сегодня Особым судом в Белграде к максимальным срокам тюремного заключения. Бывший командир отряда "красных беретов" Милорад Улемек и его заместитель Звездан Йованович получили по 40 лет лишения свободы.
Джинджич, в течение трех лет после падения режима Слободана Милошевича возглавлявший правительство Сербии, был убит 12 марта 2003 г. в центре Белграда выстрелом из снайперской винтовки. Следствие установило, что в премьера стрелял заместитель командира отряда спецназа МВД Звездан Йованович. Сразу после ареста он заявил, что таким образом надеялся прекратить выдачу граждан Сербии Гаагскому трибуналу.
Также выяснилось, что план ликвидации премьера разработал командир отряда "красных беретов" Милорад Улемек по прозвищу Легия. В преступлении оказались замешанными и участники местной криминальной группировки, известной как "Земунский клан". Таким
образом мафиози рассчитывали лишить высокого покровительства группу бизнесменов, с которыми находились в конфликтных отношениях. По делу проходили в общей сложности восемь представителей клана, один из них – в качестве свидетеля обвинения.
Несмотря на признательные показания Йовановича, процесс по делу об убийстве главы правительства превратился в судебную сагу, полную драматических коллизий. С декабря 2003 г., когда начались слушания, проведено более 150 заседаний, причем суд несколько раз сталкивался с серьезными проблемами. Осенью 2005 г. от процесса был отстранен зампрокурора Милан Радованович, обвиненный в разглашении служебной информации.
Через несколько дней процесс лишился еще одной из ключевых фигур: второй заместитель прокурора Небойша Мараш ушел в адвокаты. Новый процессуальный кризис наступил в июне 2006 г., когда был похищен и убит один из главных свидетелей обвинения. И, наконец, в августе от судебного разбирательства был отстранен председательствующий судья Марко Кральевич: его родной брат был арестован по обвинению в финансовых махинациях. В результате слушания пришлось начинать чуть ли не с нуля. Тем временем Йованович отказался от своих показаний, как и другие находящиеся в руках сербской Фемиды обвиняемые.