Сотрудник организации "Врачи без границ" Арьян Эркель, который был освобожден в воскресенье ночью из плена в Дагестане, заявил, что в ближайшее время планирует вылететь на родину. "Если бы я был в Роттердаме, я бы поцеловал землю", - сказал Эркель на брифинге в Москве.Сотрудник организации "Врачи без границ" Арьян Эркель, который был освобожден в воскресенье ночью из плена в Дагестане, заявил, что в ближайшее время планирует вылететь на родину.

"Я чувствую себя фантастически. Если бы я был в Роттердаме, я бы поцеловал землю. Сегодня я вечером буду дома", - сказал Эркель на брифинге журналистам в воскресенье перед посольством Голландии в Москве.

Эркель благодарен всем, кто оказал помощь в его освобождении. "Слава Богу, что в день Пасхи я вернулся в жизнь. Это произошло благодаря кролику, который является на Пасху, он доставил меня в Махачкалу в шоколадном яйце", - пошутил он.

Эркель отказался сообщить какие-либо дополнительные детали своего освобождения, сославшись на усталость.

Начальник пресс-службы представительства организации "Врачи без границ" в России и СНГ Марк Вальш заявил "Интерфаксу", что в воскресенье в Москву прибывает отец Арьяна Эркеля, который заберет его домой в Голландию: "Мы ожидаем, что сегодня в Москву приедет отец Арьяна, и они вылетят домой".

В свою очередь представитель Организации ветеранов Службы внешней разведки, участвовавшей в освобождении Эркеля, Валентин Величко сообщил журналистам, что выкуп за сотрудника MSF не платился. "Могу вам сразу сказать, это был не выкуп", - сказал он. Ветеран спецслужб подчеркнул, что Эркель был передан представителям российских спецслужб в Дагестане, куда его привезли с завязанными глазами. "До этого Эркель был на расстоянии около часа езды от того места, где мы его забирали", - рассказал Величко.

Между тем, отвечая на вопрос, значит ли это, что Эркель находился в другой кавказской республике, Величко сказал: "Он был в Дагестане".

По данным ветерана спецслужб, в ходе пребывания в плену Эркель "находился в пяти-шести разных местах", "В одних случаях это была комната, в других - подвал".

Величко сообщил, что Эркель получил несерьезные увечья в ходе его захвата бандитами, но в целом состояние его здоровья можно считать удовлетворительным. Ветеран добавил, что заложник питался два раза в сутки.

Отвечая на вопрос о том, с какой целью представитель "Врачей без границ" был захвачен, Величко сказал: "Здесь есть два момента. Первый, безусловно, - получение выкупа. Это бизнес. Второй момент - достижение определенных политических дивидендов. Чем выше уровень заложника, тем больше этих дивидендов".

Он уклонился от ответа на вопрос, какой национальности были лица, захватившие Эркеля. "Бандиты - вещь не национальная". Вместе с тем, он отметил, что "это была смешанная (по национальному признаку) группа".

Величко, отвечая на вопрос о том, участвовали ли в операции по освобождению Эркеля действующие российские спецслужбы, сказал: "Вы должны понимать, что мы, конечно, действовали совместно".

Величко напомнил, что в декабре прошлого года в Дагестане "были задержаны люди, имеющие отношение к киднеппингу" и подчеркнул, что в настоящее время по данным фактам ведется уголовное расследование.

При этом ветеран СВР отказался раскрыть детали операции по освобождению.

"К сожалению, в России много заложников. Детали операции - это большой секрет. Я не могу их сообщить с тем, чтобы не могли пострадать люди, которые еще находятся в заложниках", - сказал ветеран внешней разведки.

Эркель был освобожден в результате спецоперации в 3:00 воскресенья. Об освобождении было сообщено в представительство "Врачей без границ". Сотрудники организации сразу вылетели в Дагестан и около 12:00 встретились с Эркелем. Чуть позднее спецрейсом освобожденный был доставлен в московский аэропорт "Шереметьево-1", откуда отправился в посольство Нидерландов. "Арьян очень устал. Однако он в состоянии передвигаться, ходить пешком. Арьян пройдет тщательный медицинский осмотр", - сказал "Интерфаксу" Марк Вальш после прибытия Эркеля в посольство.

Координатор миссии организации "Врачи без границ" в Дагестане, гражданин Голландии Арьян Эркель был похищен неизвестными 12 августа 2002 года.

Группа неизвестных напала на микроавтобус, на котором передвигался глава миссии "Врачей без границ". Нападение произошло на окраине Махачкалы. Иностранец был пересажен в автомобиль нападавших и увезен в неизвестном направлении.

По горячим следам похитителей задержать не удалось. По факту похищения иностранца прокуратура Дагестана возбудила уголовное дело по статье 216 УК РФ ("похищение человека").

Все это время местонахождение Эркеля оставалось неизвестным. Однако, его коллеги постоянно получали сведения о том, что он жив и находится в Дагестане.

При этом MSF неоднократно обвиняла российские власти в причастности к исчезновению главы своей миссии в Дагестане. В России и в Дагестане официальные лица постоянно отвергали подобные обвинения.

После освобождения Эркеля МИД России заявил об осуждении любых актов терроризма и захвата заложников. "МИД России хотел бы еще раз заявить о решительном осуждении и неприемлемости любых актов терроризма и захвата заложников. Мировому сообществу необходимо совместными усилиями продолжить борьбу, направленную на недопущение подобных варварских действий", - говорится в сообщении МИД РФ.

"На протяжении всех этих месяцев МИД России вместе с компетентными федеральными ведомствами и организациями Дагестана в тесном контакте с нидерландской стороной предпринимал все необходимые меры по освобождению подданного Нидерландов", - подчеркивается в сообщении.

Между тем, российские и международные правозащитные организации приветствуют новость об освобождении Эркеля, однако считают, что в этой истории все еще много вопросов. В частности, глава международной правозащитной организации Human Rights Watch Анна Нейстат заявила в воскресенье: "Конечно, мы очень рады освобождению Арьяна, это крупное событие. Но в этой истории по-прежнему больше вопросов, чем ответов".

"Вопрос в том, где находился Арьян с момента похищения, и кто виновен в его исчезновении. Пока не будут даны ответы на эти вопросы, точку в этой истории ставить нельзя", - сказала Анна Нейстат.