В Петербурге начнется беспрецедентный процесс: Федерация против своего субъекта. Минфин предъявил иск к Петербургу, настаивая на том, чтобы Северная столица признала свою ответственность за долги, сделанные РАО "Высокоскоростные магистрали".24 февраля в арбитражном суде Петербурга начнется беспрецедентный процесс: Федерация против своего субъекта. Минфин РФ предъявил иск к Петербургу, настаивая на том, чтобы Северная столица признала свою ответственность за долги, сделанные РАО "Высокоскоростные магистрали". Цена вопроса - 2,6 миллиарда рублей, 90 миллионов долларов. Именно столько денег успели "закопать" в самую дорогую яму в мире, расположенную в центре Петербурга вблизи Московского вокзала.

Семь лет назад, в 1997 году, для строительства вокзального комплекса РАО ВСМ у банков "Эс Би Си Варбург" и "Агриколь Индосуэц" был взят инвестиционный кредит на сумму в 200 миллионов долларов, напоминают "Московские новости" . Банки соглашались дать деньги только под гарантии правительства России, а правительство, в свою очередь, потребовало от Петербурга контргарантий возврата кредита. Соответствующий договор поручительства был составлен, но так и не вступил в силу, поскольку питерское Законодательное собрание его не утвердило.

Депутаты прекрасно понимали: вокзальный комплекс не окупится никогда, и деньги придется возвращать из городского бюджета. И не только депутаты, но и тогдашний первый вице-губернатор Игорь Артемьев, отвечавший за городские финансы. Открыто выступив против предоставления гарантий РАО ВСМ, Артемьев тем самым выступил и против своего начальника, губернатора Владимира Яковлева, который изо всех сил лоббировал "высокоскоростной" проект. Отставка Артемьева казалась неминуемой, но грянул дефолт - и разговоры о возможности предоставления городских гарантий РАО ВСМ перешли в разряд не обсуждаемых.
Впрочем, как оказалось, российское правительство так вовсе не считало. Минфин продолжал говорить, что Петербург несет ответственность по долгам РАО ВСМ. И не только говорить, но и действовать. В 2001 году соответствующая запись появилась в федеральном бюджете, в марте 2003 года Минфин заявил о блокировке положенных городу средств федерального бюджета до тех пор, пока Петербург не признает долг.

Правда, атаки были успешно отражены: из федерального бюджета соответствующая строчка была вычеркнута усилиями питерских депутатов Госдумы, а попытка "блокировки" была пресечена жестким обращением Законодательного собрания к Касьянову с требованием привлечь к ответственности Алексея Кудрина и его заместителя Сергея Вязалова. Но представители Минфина тогда же обещали, что своего добьются. И приступили к делу.

Для начала Минфин в мае 2003 года устами замминистра Надежды Максимовой попытался еще раз заставить город "добровольно" взять на себя "высокоскоростные" обязательства. И предложил компромиссное решение: Петербург переоформляет на себя долг РАО ВСМ, а Минфин "оказывает администрации Санкт-Петербурга содействие в проведении реструктуризации переоформленных обязательств". То есть город признает чужой долг своим, а за это ему разрешают возвращать его не сразу, а растягивая выплаты на 12 лет. От такого "компромисса" питерские власти резонно отказались - и Минфин обратился в суд.