Подписанный президентом Владимиром Путиным закон "Об обороте земель сельхозназначения" вступил в силу. С этого момента в стране официально начался "черный передел", пишет сегодня "Время МН".Подписанный президентом Владимиром Путиным закон "Об обороте земель сельхозназначения" вступил в силу. С этого момента в стране официально начался "черный передел", пишет сегодня "Время МН" . Принятию закона предшествовала долгая, напряженная и, можно сказать, в прямом смысле классовая борьба. В результате текст получился весьма компромиссным, многие принципиальные положения приняты в смягченном варианте.

Основные положения законодательного акта. Продажа сельхозугодий разрешается исключительно для использования по их прямому назначению; вывод их из сельхозоборота обусловлен сложной процедурой. Иностранные граждане не имеют права покупать землю в частную собственность, им предоставлено право аренды на максимальный срок 49 лет. Одному лицу в пределах административной единицы разрешается приобретать не более 10% общего земельного фонда. Преимущественное право покупки предоставлено соседям по участку или членам того сельхозпредприятия, к которому принадлежит продавец. Все участники земельных отношений несут ответственность за эффективное использование земельных участков.

Однако, несмотря на то, что со вчерашнего дня закон официально вступил в силу на всей территории РФ, он может так и не начать работать или работать частично. Дело в том, что он носит рамочный характер и предполагает принятие соответствующих региональных законодательных актов в каждом субъекте Федерации с учетом местных особенностей земельных отношений. Но, как утверждает председатель комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации Иван Стариков, до сих пор ни в одном регионе этого не было сделано, за исключением Краснодарского края. Да и этот закон противоречит ряду положений своего федерального собрата. Что до остальных, то лишь в немногих законодательных органах территорий законопроект прошел первое чтение, в других и того нет. И когда это произойдет, неизвестно.

В то же время, по мнению Ивана Старикова, если бы закон вступил в полную силу, это могло бы положительно повлиять на проведение посевной кампании. В стране происходит массовое выбытие сельхозтехники, покупать ее аграриям чаще всего не на что, но ее можно пополнять благодаря лизингу. Однако лизинговые компании предоставляют технику под финансовые гарантии субъектов Федерации, что обременительно для региональных бюджетов. Брать землю в залог практически невозможно из-за отсутствия законодательного регулирования.