Министр обороны РФ Сергей Иванов допускает возможность превентивного использования Россией военной силы, в том числе за рубежом. Об этом он заявил на совещании в Минобороны, выступая с доктриной модернизации Вооруженных Сил России.В Министерстве обороны России открылось совещание по вопросам реформирования и модернизации Вооруженных Сил РФ. В его работе принимает участие президент России Владимир Путин. На совещании глава военного ведомства Сергей Иванов представил подготовленную Минобороны открытую доктрину модернизации Вооруженных Сил. В документе, в частности, сообщается, что численность ВС России к 2005 году составит около миллиона человек. Руководство Минобороны считает, что радикальное сокращение численности ВС завершено, и начинается переход на эволюционное развитие армии.

Министр обороны оценивает исходящую ныне из-за рубежа военную опасность для России как невысокую. "Ни одна из конфликтных ситуаций за пределами территории России не создает прямой военной угрозы безопасности страны", - заявил он на совещании руководящего состава Минобороны.

Вместе с тем, отметил министр, в последнее время появились такие "относительно новые" для российского военного планирования угрозы, как "вмешательство во внутренние дела со стороны иностранных государств или организаций, нестабильность в приграничных странах".

Он также отметил возрастание роли вооруженных сил в противодействии программам по созданию оружия массового поражения. Кроме того, сказал министр, российское военное планирование определяется наличием ряда факторов неопределенности. К ним он, в частности, отнес внутреннюю ситуацию в странах СНГ и приграничных с ними районах мира.

В этой связи Сергей Иванов допустил возможность превентивного использования Россией военной силы, в том числе за пределами страны.

"Особенности современных внешних угроз требуют от российских Вооруженных Сил выполнения задач различного характера в разных регионах мира, - заявил он. - Мы не можем абсолютно исключать и превентивного применения силы, если этого будут требовать интересы России или ее союзнические обязательства".

"Однако мы не бряцаем оружием, - подчеркнул Сергей Иванов. - Напротив, рассматриваем применение военной силы как крайнюю меру, целесообразную, только если исчерпаны другие возможности".

Министр обороны также заявил, что Вооруженные Силы России меняют стратегию и тактику ведения боевых действий. "Прямо скажу, мы должны в корне изменить наши представления о том, что такое современный вооруженный конфликт и как в нем достигается победа", - заявил он. "Кто не сделает этого и будет оперировать старыми категориями - обречен на поражение", - подчеркнул глава военного ведомства.

"За прошедший период не выявилось какого-то одного доминирующего типа вооруженного конфликта. Это означает, что и боевая подготовка, и планирование операций, и военно-техническое обеспечение должны быть максимально гибкими", - заявил Иванов. По его словам, прежняя концепция обычных войн претерпевает значительные изменения. "Это означает необходимость готовиться и к обычным боевым действиям, и к противопартизанским, и к борьбе с различными формами терроризма", - отметил министр.

"Большинство конфликтов развивались на ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, однако, с широким использованием сил и средств, размещенных за его пределами", - напомнил Иванов.

"Это требует от нас готовности к тому, чтобы не просто обороняться в случае внешней агрессии, но и перенести боевые действия тем или иным способом на территорию противника", - считает глава военного ведомства.