Эксперты Международного валютного фонда считают, что сверхприбыль от высоких цен на нефть должно получать российское государство. Поэтому эксперты фонда предложили Минфину подкорректировать формулу расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых.Эксперты Международного валютного фонда (МВФ) считают, что сверхприбыль от высоких цен на нефть должно получать российское государство. Поэтому эксперты фонда предложили Минфину подкорректировать формулу расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Как пишут "Ведомости" , рекомендация пришлась очень кстати - Минфин и сам хочет получать от нефтяников больше.

Миссия МВФ, изучающая результаты российской налоговой реформы, закончила работу во вторник. На последней встрече с первым замминистра финансов Сергеем Шаталовым международные эксперты дали чиновникам ряд рекомендаций. Как рассказал руководитель департамента налоговой политики Минфина Александр Иванеев, в частности, они предложили пересмотреть формулу расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых так, чтобы при увеличении цены на нефть ставка росла быстрее, чем сейчас.

Ставка налога на добычу углеводородов рассчитывается как 340 руб. за 1 т, умноженные на коэффициент, рассчитанный по формуле Кц = (Ц - 8) *Р/252, где Ц - среднемесячная цена нефти сорта Urals в долларах США за баррель, а Р - среднее значение курса доллара США к рублю.

"В росте мировых цен нет заслуги нефтяных компаний", - пояснил Иванеев логику предложений МВФ. По его словам, письменные рекомендации фонда с предлагаемой формулой расчета налога будут готовы через несколько дней. Но Минфин поддерживает саму идею брать с нефтяников больше. В материалах к заседанию правительства 5 декабря 2002 г. чиновники предлагали увеличить ставку НДПИ на 15 - 20% , но на самом заседании этот вопрос не обсуждался. По словам Сергея Шаталова, сейчас Минфин дорабатывает свои предложения по этому налогу.

Нефтяники категорически не согласны отдавать доход от высоких цен государству. "Это не сверхдоходы, а инвестиционные ресурсы", - сказал "Ведомостям" представитель "ЛУКОЙЛа". По его словам, в период высоких цен компания накапливает деньги на новые проекты - по добыче нефти и газа на Северном Каспии, Ямале и в Тимано-Печоре. "Мы не уверены, что, если отдать эти деньги государству, оно будет инвестировать их эффективнее", - замечает нефтяник. А источник в другой компании из первой тройки добавляет к этому, что, даже если Минфин оперативно подготовит поправки в Налоговый кодекс, они не вступят в силу раньше 2004 г. и потеряют к тому времени всякую актуальность. "Боюсь даже думать, какими будут цены после войны в Ираке", - поясняет он.

Эксперты считают подход МВФ "совершенно бессмысленным". По подсчетам ведущего специалиста Института финансовых исследований Григория Выгона, если цена барреля Urals увеличилась бы на 20% от $24 (средняя за 2002 г. ), нынешняя ставка НДПИ выросла бы на 30% , а совокупная ставка НДПИ и экспортной пошлины - аж на 40%. То есть рост налогов и сейчас опережает рост цены в два раза. "Увязывать налог на добычу с экспортной ценой в принципе глупо. Отнимать сверхдоходы нужно не в момент добычи, а в момент продажи. Тем более что не вся нефть экспортируется", - говорит эксперт. При этом он добавляет, что если государство стремится отобрать у нефтяников сверхдоходы, то делать это правильнее через налог на прибыль, связанный с финансовым результатом их работы.