В настоящее время необходимости в ограничении экспорта российской нефти нет. Такое заявление сделал министр энергетики РФ Игорь Юсуфов в ходе переговоров с генсеком ОПЕК Альваро Сильвой Кальдероном. Хотя Москва отказалась от снижения квот на экспорт российской нефти, она будет продолжать с ОПЕК диалог по совместному мониторингу ситуации на мировом нефтяном рынке.В настоящее время необходимости в ограничении экспорта российской нефти нет. Такое заявление сделал во вторник в Москве министр энергетики РФ Игорь Юсуфов в ходе переговоров с генеральным секретарем ОПЕК Альваро Сильвой Кальдероном. "Россия полностью выполнила взятые на себя обязательства по сокращению экспорта нефти", - добавил министр. По его мнению, сейчас ситуация на рынке энергоресурсов в мире не вызывает беспокойства: рост экономики США и Европы дает основание для оптимизма. Вот почему, продолжил он, на данном этапе необходимость такого рода ограничений отпала. Вместе с тем Москва "готова продолжить диалог по совместному мониторингу ситуации на рынке нефти".

Напомним, что в первом полугодии текущего года Москва по просьбе ОПЕК сократила объем экспорта российской нефти на 5 процентов или на 150 тысяч баррелей в день. Этот шаг был нацелен на поддержание мировых цен на "черное золото" в пределах $22-28 за баррель. "Мы не допустили провала цен после терактов в США. Мы также выполнили свои обязательства по сокращению экспорта в первом полугодии, хотя это было не простым решением для нас",- подчеркивает российский министр энергетики.

Однако, как известно, с июля текущего года Москва отказалась пролонгировать договоренность с нефтяным картелем о сокращении нефтяных квот и восстановила прежний объем экспорта нефти. Это решение российских властей дало повод некоторым экспертам заявить об опасности "ценовой войны" между ОПЕК и Россией. Однако Игорь Юсуфов заявляет, что каких-либо оснований для такого рода опасений нет. Россия, по его словам, намерена поддерживать конструктивный диалог с руководством ОПЕК. "Сегодня нет необходимости изменять конфигурацию взаимоотношений ни внутри ОПЕК, ни с другими участниками рынка",- подчеркнул российский министр. При этом он отметил, что между странами-членами ОПЕК и странами, не входящими в картель, сложились стабильные отношения.

Генеральный секретарь ОПЕК, скорее всего, с пониманием воспринял позицию российской стороны. Он подчеркнул, что решения ОПЕК являются обязательными только для стран, входящих в эту организацию. Что же касается России, то она, не будучи членом ОПЕК, вправе самостоятельно принимать решения в вопросе нефтяного экспорта. "Мы считаем, что все страны являются суверенными государствами и действуют, исходя из своих интересов", - отметил Альваро Кальдерон. При этом он добавил, что ОПЕК намерен и дальше развивать отношения с производителями нефти, не входящими в нефтяной картель.

В понедельник, в канун своего визита в Москву, Кальдерон заявил: "ОПЕК и Россия должны координировать свои действия". При соблюдении этого условия российский экспорт нефти, по его словам, "не будет представлять опасности для стабильности мирового рынка нефти". Можно предположить, что частично Альваро Кальдерону удалось достичь своей цели. Хотя Москва и отказалась от снижения квот на экспорт российской нефти, тем не менее, она пообещала, что готова будет пересмотреть свою позицию в случае изменения нынешней ситуации на мировом рынке нефти. Альваро Кальдерон одобрил такую позицию российской стороны, заявив, что "Россия поддерживает рациональный подход к ценам на нефть в мире".

Господин Кальдерон признал, что по проблеме определения оптимальных цен на нефть-сырец на мировых рынках подходы России и ОПЕК не совпадают. Ценовой коридор, установленный ОПЕК, колеблется в пределах 22-28 долларов за баррель. В то же время Москва считает оптимальным уровень цен в диапазоне 20-25 долларов. Как известно, сегодня Россия – второй по величине мировой экспортер нефти и крупнейший в мире экспортер нефти вне рамок ОПЕК. В течение минувших двух лет объем нефтедобычи в России вырос на 15 процентов.

Наблюдатели отмечают, что в пылу полемики об увеличении экспорта российской нефти руководство ОПЕК "не заметило" тот факт, что сами страны нефтяного картеля нарушают взятые на себя обязательства по сокращению поставок сырья. Так, по данным исследования Middle East Economic Survey, в текущем году ОПЕК обещала сократить производство нефти на полтора миллиона баррелей в сутки. Однако реальные объемы снижения - меньше половины запланированного. Так, на сегодня добыча нефти ОПЕК достигает в среднем 23,3 млн. баррелей в день, превысив допустимый потолок, составляющий 21,7 млн. тонн.

Две страны-члена ОПЕК - Алжир и Нигерия - требуют от руководства картеля увеличить для них квот добычи. Алжир добывает 693 тыс. баррелей в день, в то время как возможности добычи этой страны составляют 1,1 млн баррелей. Нигерия мотивирует свое требование об увеличении квот ростом добывающих мощностей, в развитие которых были осуществлены крупные инвестиции. Генеральный секретарь ОПЕК заявил во вторник, что требования Алжира и Нигерии будут рассмотрены на 121-й конференции ОПЕК, которая состоится 19-го сентября в Осаке (Япония). По его словам, все споры внутри организации должны решаться "цивилизованными методами".

Между тем, в рамках подготовки к военной операции в Персидском заливе в Вашингтоне изучают возможность крупных закупок нефти для увеличения стратегических запасов США. Вот почему администрация США продолжает нажим на страны ОПЕК с целью убедить их в необходимости скорейшего увеличения квот на добычу. Как стало известно, в закулисных переговорах США пытались заставить Нигерию выйти из ОПЕК. Об этом заявил, в частности, министр информации Нигерии Джерри Гана. Он напомнил, что это требование США связано с желанием Вашингтона уменьшить свою зависимость от ОПЕК. Однако, по его словам, власти Нигерии отвергли это требование Вашингтона. Официальному представителю госдепартамента США Вальтеру Канстейнеру пришлось публично опровергнуть заявление Джерри Ганы. Нигерия, как известно, является шестым в мире экспортером нефти и пятым крупнейшим поставщиком нефти в США.