Сегодня Конституционный суд России может испортить настроение ряду губернаторов, намеревавшихся продлить свое пребывание у кормила власти до глубокой старости. Рассматривается возможность избрания главы администрации на третий срок.
Более трех месяцев понадобилось судьям КС, чтобы согласовать свои правовые позиции относительно весьма непростого и, увы, абсолютно политического дела, навязанного суду парламентариями. Депутаты так и не сумели самостоятельно решить вопрос, сколько глав регионов может избираться на третий срок, пока, наконец, не будут прикрыты все лазейки в законе об общих принципах организации государственной власти субъектов РФ, пишет "Время новостей" .
Вступивший в силу в октябре 1999 года, закон установил общее правило — руководители регионов не могут избираться губернаторами или президентами более двух раз подряд. Годом позже Дума, которую со всех сторон штурмовали представители субъектов, решила пойти навстречу тем, кто утверждал, что закону фактически придана обратная сила, что недопустимо.
Уточнив, что отсчет губернаторских сроков ведется лишь с момента вступления закона в силу, то есть с 16 октября 1999-го, Дума оставила право избираться в третий раз подряд 17 губернаторам. Но этого депутатам показалось мало. В январе 2001 года Георгий Боос предложил новую редакцию этой поправки. Суть ее такова — текущий срок (на момент принятия закона) губернаторам не засчитывается. Это автоматически увеличило число "избранников", претендующих на третий срок, до 69.
Совет Федерации радостно поддержал такую идею. Но когда, занявший президентское кресло, Владимир Путин решил усовершенствовать вертикаль власти, а ставшая послушной Кремлю нижняя палата дала задний ход и решила сократить число претендентов на третий срок, сенаторы категорически отказались одобрить новую поправку. Идея была вполне здравой — запрет распространялся на глав тех регионов, законодательство которых содержало ограничения избираться третий раз подряд до принятия аналогичной федеральной нормы.
Новую поправку завалили именно те 60 субъектов Федерации, которые могли потерять своего горячо любимого руководителя. Дума не смогла преодолеть вето Совфеда, зато подготовила запрос в Конституционный суд, который сегодня может поставить точку в споре сторонников "стабильности в регионах" и приверженцев "демократии любой ценой".
Ставка высока: суд решает судьбу таких авторитетных руководителей, как, например, мэры Юрий Лужков (Москва) и Владимир Яковлев (Петербург); президенты Муртаза Рахимов (Башкирия) и Александр Дзасохов (Северная Осетия), а также главы областных администраций Эдуард Россель, Анатолий Лисицын, Николай Виноградов (Свердловская, Ярославская, Владимирская области) и многие другие.
Уход "тяжеловесов" неминуемо приведет к началу региональных "перестроек", а также криминальных разборок, связанных со сменой коррумпированной элиты, "крышующей" тот или иной бизнес. Повезло лишь единицам. Минтимер Шаймиев, Егор Строев, Шериг-оол Ооржак, Леонид Потапов успели переизбраться до оглашения постановления КС. А президент Якутии Михаил Николаев благоразумно отказался от участия в выборах, чтобы занять пост вице-спикера СФ.
Возможно, судьи КС так долго "возились" с этим делом именно потому, что пытались найти компромиссное решение, которое не вызвало бы резкого недовольства как в столице, так и в провинции. Кроме того, многие юристы полагают, что поправка Бооса, какой бы плохой и недемократичной она ни была, не противоречит Конституции. А суд не вправе оценивать политическую волю законодателя, он обязан принять сугубо правовое решение, даже если оно имеет политические последствия. Следовательно, признать неконституционность оспоренной нормы закона можно только при наличии веских юридических аргументов.
Их поиском судьи и были заняты последние 3 месяца.
В кулуарах КС сегодня избегают прогнозов. Ясно одно: со временем губернаторы, как и президент России, смогут находиться у власти не более двух сроков подряд. Но сколько исключений будет сделано, прежде чем закон заработает в полную силу: 17 или 69?
Есть еще один любопытный вариант. Если даже суд не станет отменять норму федерального закона, но даст разъяснения, что "поблажка" не распространяется на те регионы, которые сами ввели ограничения для своих руководителей, число "губернаторов-долгожителей" тут же сократится, но Лужков, а также еще десяток губернаторов таким вариантом явно будут довольны.
Вступивший в силу в октябре 1999 года, закон установил общее правило — руководители регионов не могут избираться губернаторами или президентами более двух раз подряд. Годом позже Дума, которую со всех сторон штурмовали представители субъектов, решила пойти навстречу тем, кто утверждал, что закону фактически придана обратная сила, что недопустимо.
Уточнив, что отсчет губернаторских сроков ведется лишь с момента вступления закона в силу, то есть с 16 октября 1999-го, Дума оставила право избираться в третий раз подряд 17 губернаторам. Но этого депутатам показалось мало. В январе 2001 года Георгий Боос предложил новую редакцию этой поправки. Суть ее такова — текущий срок (на момент принятия закона) губернаторам не засчитывается. Это автоматически увеличило число "избранников", претендующих на третий срок, до 69.
Совет Федерации радостно поддержал такую идею. Но когда, занявший президентское кресло, Владимир Путин решил усовершенствовать вертикаль власти, а ставшая послушной Кремлю нижняя палата дала задний ход и решила сократить число претендентов на третий срок, сенаторы категорически отказались одобрить новую поправку. Идея была вполне здравой — запрет распространялся на глав тех регионов, законодательство которых содержало ограничения избираться третий раз подряд до принятия аналогичной федеральной нормы.
Новую поправку завалили именно те 60 субъектов Федерации, которые могли потерять своего горячо любимого руководителя. Дума не смогла преодолеть вето Совфеда, зато подготовила запрос в Конституционный суд, который сегодня может поставить точку в споре сторонников "стабильности в регионах" и приверженцев "демократии любой ценой".
Ставка высока: суд решает судьбу таких авторитетных руководителей, как, например, мэры Юрий Лужков (Москва) и Владимир Яковлев (Петербург); президенты Муртаза Рахимов (Башкирия) и Александр Дзасохов (Северная Осетия), а также главы областных администраций Эдуард Россель, Анатолий Лисицын, Николай Виноградов (Свердловская, Ярославская, Владимирская области) и многие другие.
Уход "тяжеловесов" неминуемо приведет к началу региональных "перестроек", а также криминальных разборок, связанных со сменой коррумпированной элиты, "крышующей" тот или иной бизнес. Повезло лишь единицам. Минтимер Шаймиев, Егор Строев, Шериг-оол Ооржак, Леонид Потапов успели переизбраться до оглашения постановления КС. А президент Якутии Михаил Николаев благоразумно отказался от участия в выборах, чтобы занять пост вице-спикера СФ.
Возможно, судьи КС так долго "возились" с этим делом именно потому, что пытались найти компромиссное решение, которое не вызвало бы резкого недовольства как в столице, так и в провинции. Кроме того, многие юристы полагают, что поправка Бооса, какой бы плохой и недемократичной она ни была, не противоречит Конституции. А суд не вправе оценивать политическую волю законодателя, он обязан принять сугубо правовое решение, даже если оно имеет политические последствия. Следовательно, признать неконституционность оспоренной нормы закона можно только при наличии веских юридических аргументов.
Их поиском судьи и были заняты последние 3 месяца.
В кулуарах КС сегодня избегают прогнозов. Ясно одно: со временем губернаторы, как и президент России, смогут находиться у власти не более двух сроков подряд. Но сколько исключений будет сделано, прежде чем закон заработает в полную силу: 17 или 69?
Есть еще один любопытный вариант. Если даже суд не станет отменять норму федерального закона, но даст разъяснения, что "поблажка" не распространяется на те регионы, которые сами ввели ограничения для своих руководителей, число "губернаторов-долгожителей" тут же сократится, но Лужков, а также еще десяток губернаторов таким вариантом явно будут довольны.