Фобос и Деймос когда-то были луной

Фобос и Деймос когда-то были луной
У Марса когда-то была своя луна, считает американский ученый Фред Сингер. По его теории, в свое время спутник Марса под действием гравитации Красной планеты раскололся на части, которые теперь называются Фобос и Деймос.
Когда-то у Марса была одна большая луна, от которой остались лишь две небольшие глыбы – Фобос и Деймос. Такую новую гипотезу происхождения этих двух естественных спутников планеты высказал профессор Вирджинского университета Фред Сингер.

Большинство ученых до сих пор склоняется к мнению, что Фобос и Деймос – астероиды, попавшие в гравитационный плен Марса. Однако эта теория, как рассказал в среду репортерам Сингер, вступает в противоречие с законами космической физики и не может объяснить, почему оба спутника двигаются вокруг планеты по почти круглым и почти экваториальным орбитам.

"Случайно ли это? – отметил профессор. – Я не думаю. Решение загадки орбит спутников дает ключ к понимаю их происхождения". Сингер считает, что уже во время процесса формирования планеты или сразу же по его завершении у Марса появилась одна большая луна, но под воздействием гравитационных сил планеты она разрушилась.

"Ее самые массивные части были притянуты к поверхности и где-то рухнули, – высказал мнение профессор. – Мы должны найти на Марсе их следы. Небольшие же части остались на орбите". Их в 1877 году открыл американский астроном Асаф Холл, давший им названия Фобос и Деймос, что в переводе с греческого означает соответственно "страх" и "ужас".

По словам Сингера, компьютерное моделирование подтверждает его гипотезу. Но лучшим доказательством будет сравнение химического состава образцов грунта спутников. "Чтобы решить этот вопрос окончательно, нам нужно получить образцы грунта", – подчеркнул профессор. Когда это может произойти, он предсказать не берется.

Зато высказал предположение, что более крупный спутник Фобос (его наибольший поперечник – около 26 км) через несколько миллионов лет прекратит свое существование. Все по той же причине – под воздействием гравитационных сил Марса. Он находится гораздо ближе к поверхности планеты (9400 км), чем Деймос (23460 км).

Что касается Деймоса, то у Сингера есть несколько интересных предложений по поводу его возможного использования. Именно там следует создавать космическую базу. "Заниматься исследованием Марса люди все равно смогут только с помощью роботов и транспортеров, – считает Сингер. – Безопаснее это будет делать в режиме дистанционного управления с Деймоса".

Оттуда же можно совершать и кратковременные вылазки на поверхность планеты с помощью шаттлов. "По моим расчетам, реализация этого проекта займет 15 лет и потребует около 30 млрд долларов – по 2 млрд в год, – отметил профессор Вирджинского университета. – Это вполне приемлемая сумма для бюджета НАСА".