События, происходившие 18 сентября в Госдуме, едва не изменили расклад политических сил в стране. Если бы Кремлю так и не удалось добиться принятия поправок, запрещающих проведение референдумов в один год с парламентскими и президентскими выборами, ему бы пришлось идти на серьезные уступки коммунистам.События, происходившие 18 сентября в Госдуме, едва не изменили расклад политических сил в стране. Если бы Кремлю так и не удалось добиться принятия поправок, запрещающих проведение референдумов в один год с парламентскими и президентскими выборами, ему бы пришлось идти на серьезные уступки коммунистам для того, чтобы убедить их добровольно отказаться от идеи проведения референдума.

А допустить его проведения президентская администрация никак не могла: коммунисты, требуя в ходе подготовки к референдуму запрета продажи земли, повышения зарплат, отказа от планов реформирования ЖКХ и запрета на приватизацию в стратегических отраслях, могли так раскачать электорат, что ситуация в стране вообще вышла бы из-под контроля, считает Коммерсантъ. Достаточно вспомнить, что в нескольких крупных городах России уже прошли многотысячные митинги протеста против повышения цен на коммунальные услуги.

Так что за добровольный отказ от референдума коммунисты могли бы назначить очень высокую цену – от включения их представителей в состав правительства (причем отнюдь не на второстепенные посты) до гарантий того, что Кремль не будет оказывать противодействия КПРФ на думских выборах, а ее представителям – на губернаторских, что поставило бы под большой вопрос перспективу завоевания пропрезидентскими партиями большинства в новой Госдуме. А именно такую задачу сейчас ставит Кремль.

Коммунисты доказали, что по-прежнему представляют собой грозную силу и способны оказывать серьезное влияние на политическую ситуацию в стране. Значит, и борьба с ними будет вестись более чем серьезная, и стесняться в выборе средств Кремль больше не будет. Если до сих пор отношение к КПРФ со стороны Кремля было подчеркнуто уважительным, то теперь, очевидно, произойдет возврат к формату ельцинского противостояния власти и оппозиции.

Тем более что вчера Геннадий Зюганов предпринял совершенно недопустимую, с точки зрения властей, вылазку: он обратился к Парламентской ассамблее Совета Европы с предложением рассмотреть вопрос "об угрозе демократии в Российской Федерации". В России, считает лидер коммунистов, "систематически фальсифицируются результаты выборов и происходит запугивание и подкуп избирателей, а также грубое давление властей на избирательные комиссии". Учитывая, что у России и без того сейчас полно международных проблем, апелляция Геннадия Зюганова к международному сообществу в Кремле, очевидно, будет расценена не иначе как удар в спину.