В середине ноября в отделении 3000 банка "Первое ОВК" произошло несколько случаев исчезновения денег из депозитных ячеек. Неизвестно, кто украл деньги, но банк и не стал дожидаться окончания расследования и оперативно вернул деньги всем пострадавшим. Что неудивительно: такие происшествия наносят значительный ущерб имиджу банка.

Первым пропажу денег из банковской ячейки обнаружил частный предприниматель Александр Коханчук. История началась с того, что он решил продать комнату в своей квартире. За $100 Коханчук арендовал в отделении банка "Первое ОВК" депозитную ячейку. Покупатель, его знакомый, взял $15 тысяч ссуды на приобретение жилья.

Как рассказывает журнал Деньги, Коханчук сообщил сотрудникам банка "Первое ОВК", что ячейка нужна ему для получения денег за квартиру, которую он продавал. В депозитарий господин Коханчук вошел вместе с покупателем комнаты и дежурным по депозитарию. Дежурный открыл участникам сделки ячейку блокировочным ключом и отдал другой ключ господину Коханчуку. По словам Александра Коханчука, перед тем, как положить деньги в ячейку, дежурный по депозитарию Илья Ульянов их по собственной инициативе пересчитал.

Дальше, по словам банкиров, события развивались следующим образом. Днем 14 ноября Александр Коханчук пришел в банк. Он открыл ячейку своим ключом, но ячейка оказалась пустой. "А где деньги? - спросил он служащего депозитария. - Здесь должны лежать $15 тысяч". Сотрудник банка попытался объяснить ему, что он не прав, поскольку банк в данном случае не несет никакой ответственности, так как не знает, что в ячейке находилось.

Но обворованный клиент не согласился с мнением банкиров и потребовал, чтобы его обыскали, после чего отправился в ОВД "Якиманка", где и написал заявление о пропаже денег.

Руководитель пресс-службы банка "Первое ОВК" Эдуард Краснянский заявил, что из депозитных ячеек банка ничего не пропадало. "К расследованию этого факта подключалась наша служба безопасности, - заявил господин Краснянский. - И я уверен, что она поможет милиционерам разобраться с этим, как я считаю, фактом мошенничества". По словам господина Краснянского, это не первый раз, когда мошенники предъявляют такого рода "претензии" банку. "Не далее как на той неделе банкиры самостоятельно, без помощи милиции разоблачили мошенника, который хотел подобным способом получить 370 тысяч рублей. Скорее всего, мы и в этот раз стали жертвой несовершенства правил нашей работы, - сказал господин Краснянский. - Будем исправляться".

Схема расчета покупателя недвижимости с продавцом через депозитную ячейку существует давно и до сих пор широко применяется. Но сами риэлтеры признают, что в ней есть уязвимые места. Дело в том, что в таких сделках банки не берут на себя ответственность за подлинность документов и досконально их не проверяют. По типовому условию договора аренды ячейки ключи от первого замка есть у обоих участников сделки купли-продажи квартиры. Ключ от второго замка, позволяющего вынуть сейф из бронированного стеллажа, находится у банковского работника. Он должен открыть ячейку только в том случае, если выполняются все условия договора об аренде банковского сейфа.

При этом условия можно указать любые, но, как правило, они стандартные. Заложив деньги в ячейку, продавец и покупатель отправляются в комитет муниципального жилья (КМЖ) регистрировать сделку. По пути продавец-мошенник "теряется" и отправляется обратно - в банк. По условиям договора аренды именно он получит деньги, если представит зарегистрированный договор купли-продажи и доверенность от покупателя. Поддельные экземпляры этих документов изготавливаются заранее. Подлинность бумаг при этом банк не проверяет, поскольку прямой связи с КМЖ, как правило, не имеет. Вот, собственно, и все мошенничество.

Но в случае с Александром Коханчуком, по словам господина Краснянского, никто из участников сделки мошенником не был, просто имело место недоразумение. Покупатель комнаты, по версии Эдуарда Краснянского, усомнившись в правильности оформления документов, сам забрал деньги из ячейки, а теперь вернул их Александру Коханчуку.

Гораздо менее понятная история произошла с гендиректором агентства недвижимости "Держава" Антоном Гольцевым. Он пришел в то же отделение банка "Первое ОВК" через день после Александра Коханчука. При этом он уже располагал информацией, что в банке произошел инцидент, и из ячейки исчезли деньги. Поэтому он потребовал, чтобы с ним в депозитарий вошел работник отделения. В присутствии сотрудника банка господин Гольцев вскрыл ячейку, оформленную на имя некоего Антона Грачева, и сразу же заявил, что в ней отсутствуют $23 тыс. "Пишите заявление в милицию", - заявили банкиры. "Буду писать",- ответил Антон Гольцев.

По словам господина Гольцева, его клиент - гражданин США - менял квартиру с доплатой. Деньги были заложены в ячейку депозитария банка "Первое ОВК" в присутствии двух продавцов и покупателя. Когда же Антон Гольцев обнаружил, что денег в ячейке нет, он настоял, чтобы его обыскали, сделали полную опись вещей и подал заявление в ОВД "Якиманка".

Юридические перспективы вернуть свои деньги были равны нулю. Ведь, как заявил Эдуард Краснянский, в типовом договоре четко записано, что банк не несет ответственности за содержимое ячеек. Этот пункт связан с тем, что, согласно стандартной процедуре, банк не ставится в известность о содержимом ячеек.

Однако для участников этой сделки все завершилось как нельзя лучше. Господин Краснянский сообщил, что банк сам вернул пострадавшему клиенту деньги.