Партнеры NASA из-за катастрофы потеряют доходы

Партнеры NASA из-за катастрофы потеряют доходы
Читать Вести в MAX
Катастрофа челнока Columbia напрямую затрагивает крупнейших подрядчиков NASA - Boeing и Lockheed Martin. Если авария произошла по их вине, они могут потерять весомую часть доходов, а при удачном стечении обстоятельств обе компании только выиграют.
Катастрофа челнока Columbia напрямую затрагивает крупнейших подрядчиков американского аэрокосмического агентства (NASA) - Boeing и Lockheed Martin. Если авария произошла по их вине, они могут потерять весомую часть доходов, а при удачном стечении обстоятельств обе компании только выиграют, пишут "Ведомости" .

Роль сторонних подрядчиков в обеспечении деятельности NASA в последнее время заметно выросла. Всего на оплату услуг сторонних компаний агентство тратит около $12,7 млрд в год, или примерно 90% своего бюджета. Сейчас крупнейшим подрядчиком NASA является СП United States Alliance, образованное в 1996 г. компаниями Boeing и Lockheed Martin на паритетных началах. Альянс отвечает практически за все аспекты выполнения программ полетов и наземного обслуживания челноков - от планирования и управления полетами до ремонта и восстановления аппаратов.

Контракты NASA составляют весомую часть в бюджетах обеих компаний. Выручка Boeing от работ по пилотируемым программам NASA, включая обеспечение полетов челноков и Международной космической станции (МКС), составляет около $54 млрд в год, а чистая прибыль - примерно $2 млрд в год. Полеты шаттлов приносят Lockheed около $700 млн прибыли при выручке около $26,2 млрд в год. Еще один крупный поставщик NASA - производитель разгонных блоков Alliant Techsystems - зарабатывает по контрактам агентства около $380 млн в год. Всего, по оценкам Merrill Lynch, выручка этой компании составляет около $2,14 млрд в год.

До выяснения причин катастрофы эксперты затрудняются оценить, как гибель Columbia отразится на финансовом положении компаний. Остается неизвестным, на какое время будут прерваны полеты шаттлов. После катастрофы Challenger в 1986 г. запуски челноков были приостановлены более чем на два года. Также не ясно, каким санкциям могут быть подвергнуты виновные. После катастрофы Challenger компания Morton Thiokol, признанная виновной в катастрофе, выплатила по несколько миллионов долларов семьям погибших астронавтов.

Возможно, катастрофа Columbia сможет подтолкнуть начало программы по модернизации трех оставшихся шаттлов и разработке новых челноков. В этом случае, указывают эксперты, в долгосрочной перспективе обе компании только выиграют.