Протесты в Европе: французская тактика полиции – минимум контакта, максимум слезоточивого газа

Массовые протесты в эти минуты на улицах крупнейших европейских столиц – в Берлине, Амстердаме и Лондоне – пока обошлось без открытых столкновений с полицией. В британской столице сотни демонстрантов оккупировали Гайд-Парк после того, как премьер Борис Джонсон в парламенте назвал смерть Джорджа Флойда "ужасающей" и "непростительной". Толпа направилась к посольству США в Лондоне.

Массовые протесты в эти минуты на улицах крупнейших европейских столиц — в Берлине, Амстердаме и Лондоне — пока обошлось без открытых столкновений с полицией. В британской столице сотни демонстрантов оккупировали Гайд-Парк после того, как премьер Борис Джонсон в парламенте назвал смерть Джорджа Флойда "ужасающей" и "непростительной". Толпа направилась к посольству США в Лондоне. А в Париже полиция разгоняет сторонников американских беспорядков слезоточивым газом.

Париж едва успел остыть от протестов за время карантина, как они начались вновь. На этот раз после американских погромов французы вспомнили своих жертв полицейского насилия. Дворец правосудия взяли в кольцо 20 тысяч человек, несмотря на действующие ограничения на массовые собрания.

Место такое, что мирно все просто не могло закончиться. Перед зданием — окружная дорога, за ней начинаются пригороды Парижа. Сразу после первых призывов разойтись, начались столкновения. Мусорные баки поджигали, дорогу перекрывали, откалывали брусчатку и бросали в полицейских. Досталось и местному участку: пока одни пытались выломать дверь, другие разбивали окна.

Французская история в чем-то похожа на американскую.

4 года назад в пригороде Бомон-сюр-Уаз полицейские у одного из баров пытались задержать 24-летнего темнокожего Адама Траоре, обвиняемого в вымогательстве. Он убежал, но его нашли, доставили в участок, где спустя два часа он скончался. Было проведено несколько экспертиз. Одна показала, что причиной смерти стал кардиогенный отек легких. Результаты последней, проведенной по просьбе родственников, обнародовали накануне — в графе причина смерти стоит "удушье". Полицейских к ответственности пока не привлекли.

Но нужно отметить, что французская тактика разгона демонстраций отличается от американской. Здесь минимум контакта — максимум слезоточивого газа. К пригородам вообще отношение особое, во время карантина полицейские там старались не появляться, чтобы лишний раз не провоцировать местных.

"К сожалению, это только начало. У нас было немало проблем и насилия во время карантина, но все идет по нарастающей. Речь идет о тысячах молодых людей, которые скандируют: "Мы ненавидим полицию!" Это больше не борьба с символами богатства, это борьба против национальной полиции", — констатирует генеральный секретарь профсоюза полиции Франции Ив Лефевр.

Накануне рутинная проверка в другом пригороде Валь-де-Марн закончилась тем, что наряд обстреляли фейерверками, один из полицейских остался без глаза.

Стражи порядка опасаются и возвращения на улицы желтых жилетов. Их акциями нередко пользуются вандалы, которым неважно что, лишь бы громить.