Банк России владеет инструментами для нейтрализации санкций

Банк России не оценивает серьезность планов по санкциям против России, но всегда учитывает этот риск и имеет все инструменты для компенсации их влияния, заявила глава Центробанка России Эльвира Набиуллина на брифинге.

Банк России не оценивает серьезность планов по санкциям против России, но всегда учитывает этот риск и имеет все инструменты для компенсации их влияния, заявила глава Центробанка России Эльвира Набиуллина на брифинге.

Ранее, в 2019 году США грозились ввести санкции против тех, кто покупает российские гособлигации, а 21 июля 2020 года палата представителей Конгресса США одобрила поправки с санкциями в законопроект о новом оборонном бюджете, а затем и оборонный бюджет в целом с санкциями против газопроводов "Северный поток-2" и "Турецкий поток" из России в Европу и Турцию. Один трубопровод строится, а второй уже работает.

"Серьезность планов по санкциям мы уже давно перестали оценивать, это неблагодарное занятие. Но мы всегда, когда делаем свои прогнозы, принимаем решения, стараемся быть консервативными, понимаем, что этот риск всегда может быть. А главное для нас, что мы имеем все инструменты действовать, если такого рода риски реализуются".

Впервые санкции против России были введены в 2014 году и с тех пор правительство с ЦБ приняли меры для снижения влияния санкций, повышения финансовой устойчивости, снижения уязвимости экономики и финансовой системы к внешним шокам, санкциям.

Россия увеличила производство собственной продукции для замещения санкционных товаров, резко снизила вложения в гособлигации США и зависимость от доллара, а ЦБ через финансовые инструменты поддерживает стабильность денежно-кредитного рынка. "Это направление нашей политики для того, чтобы здесь не было никаких неожиданных, негативных последствий", – отметила Набиуллина.

Юсукэ Оцубо, японский финансист, долгое время работавший в России, ранее назвал причину невероятной стойкости российской экономики во время глобального кризиса и пандемии.

Всё дело в санкциях, отмечает Оцубо, возглавляющий инвестиционную компанию UMJ. По его мнению, российская экономика с момента введения санкций США и ЕС в 2014 году закалилась и адаптировалась к сложным условиям, повысила стойкость к экономическим шокам.

Российское правительство за последние 5 лет действий санкций снизило зависимость экономики страны от импорта и доллара, создало Фонд национального благосостояния для поддержки страны в кризис, увеличило для инвесторов привлекательность работы в России: улучшен деловой климат, многие сектора получают господдержку по программе импортозамещения.

Поэтому во время пандемии экономика России оказалась лучше приспособлена к ограничениям, отмечает Оцубо. Экономики стран евросоюза и США оказались больше вовлеченными в глобализацию, в миграцию населения, межгосударственную логистику товарных потоков. Это привело к быстрому распространению вируса. В итоге страны ЕС и США больше потеряли от международных ограничений в самоизоляции.