Подведены итоги миссии, подарившей нам тысячи новых планет

Если все открытия TESS подтвердятся, число известных планет увеличится в полтора раза.

Иллюстрация NASA.

Иллюстрация MIT.

Телескоп выполнил основную программу и приступил к расширенной миссии.
Орбитальный телескоп TESS выполнил основную программу работы. За два года инструмент обнаружил более двух тысяч экзопланет, при этом существование десятков из них уже подтверждено независимыми наблюдениями на других телескопах. Впереди расширенная миссия, которая обещает новые открытия.

Вести.ру подробно рассказывали об этом проекте. Напомним вкратце о его особенностях.

Задача TESS – поиск экзопланет методом транзитов. Вот в чём его суть. Когда планета проходит между своей родительской звездой и наблюдателем, она частично затмевает блеск светила. Поэтому наблюдаемая яркость светила падает. Такие периодические затмения и служат сигналом о том, что у звезды есть планета.

TESS был запущен 19 апреля 2018 года. К 18 июля 2019 года он завершил обзор южного полушария небесной сферы. Южное небо было разделено на 13 секторов, каждый из которых телескоп наблюдал 27 суток.

Затем TESS таким же образом обследовал северное полушарие неба. 4 июля 2020 года он закончил и эту работу. В результате телескоп обозрел 75% небесной сферы.

TESS фотографировал весь наблюдаемый сектор неба каждые полчаса. Кроме того, раз в две минуты инструмент определял блеск самых близких и ярких звёзд этой площадки (всего объектами такого пристального внимания стали 200 тысяч светил).

В результате этой работы TESS обнаружил более 2100 миров. Существование 66 из них уже подтверждено независимыми наблюдениями других обсерваторий. Все остальные пока числятся в статусе кандидатов в экзопланеты. Так называется планета, которая была зарегистрирована только на одном телескопе. Её существование должны подтвердить астрономы, вооружённые другим инструментом, и тогда о реальности далёкого мира можно будет говорить с уверенностью.

Заметим, что на сегодняшний день подтверждено существование более 4200 планет. Если такой же статус получат все или почти все кандидаты, обнаруженные TESS, это и без того впечатляющее число сразу увеличится в полтора раза.

Телескоп выполнил основную программу и приступил к расширенной миссии.

Тем временем телескоп приступил к расширенной миссии. Он снова повернулся к южному небу. Но на сей раз каждая наблюдаемая площадка будет фотографироваться не раз в полчаса, а каждые десять минут. Кроме того, обсерватория продолжит сканировать 200 тысяч самых перспективных звёзд каждые две минуты. Но помимо этого блеск нескольких тысяч светил будет измеряться каждые 20 секунд.

Оба новшества позволят более точно отследить колебания яркости звёзд. Отделив собственную переменность светил от затемнения их планетами, астрономы смогут обнаружить небольшие землеподобные миры. Именно такие экзопланеты наиболее интересны с точки зрения поисков внеземной жизни.

После повторного обследования южного неба TESS вновь повернётся на север и в таком же режиме пронаблюдает северную полусферу. Кроме того, обсерватория обследует участки неба, которые не были изучены во время основной миссии.

Вести.Ru много рассказывали об открытиях, сделанных с помощью этого инструмента. Например, мы писали о том, как телескоп открыл неуловимую планету и помог изучить самую гармоничную планетную систему. Также он обнаружил кометы у другой звезды.

Отметим, что данные TESS бесценны не только для охотников за экзопланетами. Попутно его наблюдения помогли сделать множество других открытий. Так, благодаря аппарату была обнаружена первая звезда, пульсирующая только одним полушарием. Также он позволил впервые детально изучить взрывной выброс вещества с кометы и понять природу загадочных вспышек.