Минимизацией экологических рисков при строительстве дороги в пойме займется рабочая группа

В 2020 году регион должен приступить к строительству третьей очереди мостового перехода через Волгу и Ахтубу. Работы пройдут в два этапа. Новая трасса позволит полностью разгрузить действующую дорогу между Волгоградом и Волжским.

В 2020 году регион должен приступить к строительству третьей очереди мостового перехода через Волгу и Ахтубу. Работы пройдут в два этапа. Новая трасса позволит полностью разгрузить действующую дорогу между Волгоградом и Волжским. Трасса пройдет по территории Волго-Ахтубинской поймы. А значит, важно принять взвешенные решения, которые позволят учесть и экологический, и экономический, и социальный факторы.

Все заинтересованные стороны объединит специально создаваемая рабочая группа. Это не просто тупик или технологический съезд. По задумке проектировщиков всего мостового перехода через Волгу и Ахтубу, именно здесь должна находиться ключевая развязка на дорогу, которая соединит между собой первый и второй пусковой комплексы. Жители области и многих других регионов реализации проекта ждут не одно десятилетие – первая очередь строительства мостового перехода началось еще четверть века назад. Проект не просто федерального – международного значения: он откроет для транспорта путь в Азию, а для российской экономики – новые горизонты. Понятно, что к землям, которые становятся центром строительства, и отношение за годы изменилось. Так, судьбой пойменных дубов, которые придется пустить под пилу ради прокладки трассы, озаботились некоторые блогеры.

Новая магистраль будет проходить прямо через Волго-Ахтубинскую пойму. Минует все населенные пункты Среднеахтубинского района, через которые сегодня идет большой транзитный поток автотранспорта. Но у жителей, общественников и экологов возникают опасения, что строительство трассы, которое начнется уже совсем скоро, может нанести экологический вред Волго-Ахтубинской пойме. По словам почетного архитектора России Михаила Норкина, предстоящее строительство – задача суперсложная. Важно учесть все факторы – экономичность, экологическую и социальную безопасность.

Альтернатив всего две. Трассу можно построить на месте нынешней автодороги. Тогда уже перегруженную транспортную артерию, где проходит две тысячи автомобилей в час, придется закрыть. И начать отчуждение земель сельских территорий. Для жителей поселков, которые за 10 лет устали от транзитного транспорта, это не выход.

Владимир Чабан, житель п. Госпитомник, говорит: "На данный момент очень тяжело. Выехать, заехать, перейти дорогу – очень проблемно. Дорога край нужна. Но нужно смотреть, как сохранить экологию". Юлия Денисова, жительница п. Маслово, говорит: "Я являюсь воспитателем дошкольного учреждения, наш детский сад располагается непосредственно возле трассы. Сами понимаете, какой дискомфорт".

Второй вариант строительства – по прибрежной линии – напрочь отвергают экологи. Это существенно изменит водный баланс поймы. Погибнуть при этом могут уже не сотни – десятки тысяч деревьев. Оптимальным остается принятый проект. Тем более, дорожники готовы вместе с общественностью и учеными скорректировать его в сторону минимизации ущерба природе.

Анатолий Васильев, председатель комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, говорит: "В связи с тем, что общественность обратилась, мы будем смотреть, рассматривать, если необходимо будет решать какие-то вопросы, конечно, будем уходить к тому, чтобы как можно меньше нанести ущерб экологии. Если мы оперативно и постоянно будем работать совместно, сроки строительства не затянутся. Начало строительства будет в тех сроках, которые мы планируем".

Компромиссом может стать смещение трассы к северу. От дубравы к тополям – эти деревья восстановить будет проще и быстрее. Для проработки оптимальных решений в регионе создается рабочая группа при экологическом совете облдумы.

Ирина Соловьева, председатель экологического совета при Волгоградской областной Думе, рассказала: "Мы практически уже сегодня в целом определились, и я взяла на себя обязательство создать рабочую группу не позже чем через двое суток. Мы готовы к работе, мы готовы заслушивать проект, мы готовы сюда выезжать".

В ближайшее время ведущие ученые региона предложат свои варианты минимизации ущерба. Рабочая группа будет курировать не только проектные и строительные работы. В сферу интересов войдет восполнение зеленых насаждений и контроль всего баланса поймы. Валерий Юрченко, директор Центра защиты леса Волгоградской области, сказал: "Дубы будут восстанавливаться. И то, что заложено в проекте восстановления новых посадок. Я думаю, это работа как раз этой рабочей группы, чтобы были посажены те же породы, та же дубрава".

Принципиальная позиция: к работе подключатся местные жители и общественники. Вячеслав Черепахин, член Общественной палаты Волгоградской области, сообщил: "Я сегодня услышал главное от руководителя комитета по транспорту и дорожному хозяйству, что они готовы изменять проект в соответствии с требованиями экологов, в соответствии с работой с общественников – это важно. Дальше у нас начинается работа собственно над этими деталями".

Протяженность нового четырехполосного участка составит более 14 километров. Строительство будет разделено на два этапа. Работы по первому – от нового моста через Ахтубу до поворота на Лебяжью Поляну – должны начаться уже в этом году. 900 миллионов рублей для финансирования этих работ обеспечены распоряжением президента.