Найдены динозавры, переплывшие океан

У гадрозаврид был единственный способ попасть в Африку: пересечь океан.

Иллюстрация Raul Martin.

На карте обозначены места находок ископаемых останков гадрозаврид. Благодаря новому исследованию в этом списке появилась Северная Африка.

Иллюстрация Nicholas Longrich.

Особь вида Ajnabia odysseus, останки которой были обнаружены в Марокко, достигала трёх метров в длину. По сравнению с некоторыми другими динозаврами она была миниатюрной.

Иллюстрация Nicholas Longrich.

У гадрозаврид был единственный способ попасть в Африку: пересечь океан.
Палеонтологи обнаружили в Африке останки динозавра, предки которого преодолели сотни километров воды.

Палеонтологи сделали невероятную находку. В Африке они обнаружили останки динозавра, которого не могло быть на этом континенте. Предки этой рептилии должны были преодолеть сотни километров воды, чтобы попасть туда.

Открытие описано в научной статье, опубликованной в журнале Cretaceous Research.

Как известно, материки движутся, то собираясь вместе, то отдаляясь друг от друга. Иногда вся суша Земли объединяется в один континент. Так случилось и 300 миллионов лет назад, когда образовался единый суперконтинент Пангея. Но 175 миллионов лет назад Пангея раскололась на две части: Лавразию и Гондвану. Первая включала в себя Евразию и Северную Америку, вторая – остальные нынешние материки.

Этот "разрыв отношений" оставил глубокий след в истории живого мира. Между Лавразией и Гондваной не было никаких сухопутных мостов, поэтому не происходило обмена видами.

Как следствие, на каждом из двух континентов эволюция пошла своим путём. Флора и фауна Земли разделились на лавразийскую и гондванскую. Позднее оба гиганта раздробились на нынешние материки (первой от Гондваны отделилась Африка), но биосфера каждого нового "осколка" несла на себе чёткий отпечаток происхождения от лавразийских или гондвандских видов.

Нетрудно представить себе удивление учёных, обнаруживших в Марокко останки динозавра из семейства гадрозаврид и относящегося при этом к подсемейству ламбеозаврин. Перепутать было невозможно: ламбеозаврин выдаёт характерный костный гребень на голове.

Между тем Африка – это осколок Гондваны, а гадрозавриды были обитателями Лавразии. Они зародились там в позднем меловом периоде, почти через сто миллионов лет (!) после разделения двух континентов.

Более того, ещё в предыдущем – юрском – периоде Чёрный континент откололся от Гондваны и ушёл "в свободное плавание". Когда в Лавразии появились гадрозавриды, Африка была отделена от любой другой суши глубокими океанами.

"Это была совершенно невероятная находка, как будто мы нашли кенгуру в Шотландии, – описывает свои впечатления от находки первый автор статьи Николас Лонгрич (Nicholas Longrich) из Батского университета. – Африка была полностью отделена водой, так как же они туда попали?".

Единственное возможное объяснение состоит в том, что гадрозавриды преодолели сотни километров открытого моря. Их останки часто находят по берегам былых рек и морей, так что вода была им не в диковинку. Кроме того, мощные ноги и длинный хвост свидетельствуют о том, что эти динозавры могли быть хорошими пловцами.

Трудно представить себе, как можно переплыть океан без отдыха, но, возможно, животным помогали естественные плоты из выброшенных в море растений. Последние могли служить и источником пищи (гадрозавриды были растительноядными).

"Шерлок Холмс говорил: отбросьте невозможное, и то, что останется, независимо от того, насколько оно невероятно, будет правдой, – вспоминает классику Лонгрич. – Дойти до Африки по суше было невозможно. Эти динозавры возникли спустя много времени после того, как дрейф континентов разделил материки, и у нас нет свидетельств существования [между ними] сухопутных мостов. Геология говорит нам, что Африка была изолирована океанами. Если так, то добраться туда можно было только по воде".

Найденного динозавра специалисты отнесли к новому роду и виду. В честь совершённого подвига они назвали его Ajnabia odysseus. Слово ajnabia образовано от арабского слова "чужестранец" (на этом языке говорят в Марокко), а odysseus – это, конечно, воспетый Гомером странник Одиссей.

"Насколько мне известно, мы первые, кто предположил, что динозавры пересекали океаны", – отмечает Лонгрич.

Однако другие животные тоже совершали подобные одиссеи, в том числе и на памяти человечества.

"За миллионы лет события, происходящие один раз в столетие, могут произойти много раз. Пересечения океанов необходимы, чтобы объяснить, как лемуры и бегемоты попали на Мадагаскар или как обезьяны и грызуны перебрались из Африки в Южную Америку", – перечисляет Лонгрич.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о том, что обезьяны перебрались из Южную Америки в Северную до образования Панамского перешейка. Писали мы и о том, как некоторые виды были отправлены в путешествие через океан ударом цунами 2011 года.