Тема:

Цены на бензин 4 месяца назад

На АЗС готовят новые ценники: оптовая стоимость бензина быстро растет


EPA

С началом нового года возобновился рост цены автомобимльного топлива в России. Причин несколько – повышение акцизов и подорожание нефти.

Оптовые цены на автомобильное топливо в России вновь быстро растут с середины декабря, как это было во время пандемии весной-летом прошлого года, согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

За последнюю предновогоднюю торговую неделю цена популярных марок автомобильного топлива выросла на 2-2,5% и во время новогодних праздников цена топлива продолжила расти. Внебиржевой индекс, отражающий средневзвешенные цены нефтепродуктов на местах производства, вырос за 2 недели с 21 декабря по 4 января на 7,4%. В понедельник 11 января цена тонны Аи-95 и Аи-92 выросла еще на 3% и 4% соответственно. В Минфине заявили, что всплеск цен завершится за 1-2 месяца.

Цены на бензин и дизтопливо, авиакеросин растут одновременно с подорожанием нефти на мировых рынках – только с ноября цена бочки нефти выросла на 14%, или на 7 долларов. В пятницу 8 января цена нефти европейского эталона Brent превысила 56 долларов – впервые с февраля 2020 года. Кроме этого, в начале года в России повышены топливные акцизы на 4%. Это и отражается на оптовых ценах топлива для транспорта.

Вице-премьер РФ Александр Новак пообещал президенту России Владимиру Путину строго следить, чтобы цены на топливо на внутреннем рынке не росли быстрее инфляции, в том числе на бензин, дизтопливо и авиакеросин. Розничная стоимость нефтепродуктов в 2021 году сохранится в пределах инфляции, заявил Новак. По данным Росстата инфляция в 2020 году составила 4,42%.

Впервые оптовая стоимость бензина, авиакеросина и дизтоплива начала быстро расти в июле 2020 года из-за локдауна. Транспорт во время карантина простаивал, поэтому нефтезаводы снизили производство топлива. С начала лета возобновилась работа бизнеса, производства – выросли перевозки грузов и пассажиров. Поэтому спрос на топливо обогнал предложение на бирже – топлива не хватало небольшим частным сетям АЗС. Больше всего пострадал авиатранспорт – стоимость авиационного керосина в аэропортах страны выросла на 20-50%.

Согласно демпфирующей схеме бюджета, когда цена нефти растет, то нефтяные компании обязаны не повышать цену топлива на АЗС в России вслед за ценами на нефть. За это нефтяники получают доплату из бюджета — за стабильные цены на АЗС (положительный демпфер). Когда цена нефти снижается, то нефтекомпании отчисляют в бюджет разницу от сдерживания цены на топливо на более высоком уровне вместо ее снижения (отрицательный демпфер). Российские нефтяные компании в 2019 году получили из бюджета за сдерживание цен на топливо 250-300 миллиардов рублей согласно данным Минфина.