Большая чёрная дыра внезапно оказалась целым букетом маленьких

Шаровое скопление NGC 6397 преподнесло учёным сюрприз.

Фото NASA, ESA, T. Brown, S. Casertano, J. Anderson (STScI).

Учёные искали одну большую чёрную дыру, а нашли целый рой маленьких.

Учёные неожиданно обнаружили целый рой небольших чёрных дыр вместо одного огромного "монстра". Это открытие поможет лучше понять, как протекает история галактик и откуда берутся гравитационные волны.

Подробности изложены в научной статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

Вести.Ru подробно рассказывали о шаровых скоплениях звёзд. Вкратце напомним, что это группы из сотен тысяч и миллионов звёзд, имеющие форму шара. Они очень древние: входящим в них светилам более 12 миллиардов лет. Это почти столько же, сколько самой Вселенной (13,8 миллиарда лет).

Эти звёздные шары интересны и сами по себе. Например, они, как космические окаменелости, запечатлевают в себе историю галактик. Но особый интерес к шаровым скоплениям питают исследователи чёрных дыр.

Таинственный "средний класс"

Дело в том, что иногда в центрах таких кластеров находятся чёрные дыры средней, или промежуточной, массы: от ста до нескольких сотен тысяч солнц. Это загадочное переходное звено между двумя хорошо изученными типами чёрных дыр: небольшими чёрными дырами, образующимися при взрывах звёзд, и сверхмассивными гигантами в центрах галактик.

До недавнего времени само существование чёрных дыр средней массы подвергалось сомнению. В последние годы они были обнаружены благодаря рентгеновским лучам, исходящих от падающего на них вещества. Ещё одним независимым свидетельством стали гравитационные волны.

Тем не менее учёные по-прежнему мало знают о чёрных дырах промежуточной массы. Например, не очень понятно, как они образуются. Поэтому исследователи рады любой новой информации об этих загадочных объектах.

Заглянуть в самое сердце

В центре шарового скопления NGC 6397 астрономы надеялись обнаружить именно такую чёрную дыру. И на то у них были основания: ядро этого скопления очень плотное, и там явно что-то есть. К счастью для учёных, NGC 6397 – одно из ближайших к Земле шаровых скоплений, до него всего 7800 световых лет (это совсем рядом в масштабах Галактики).

Чтобы проверить, скрывается ли там чёрная дыра промежуточной массы, исследователи использовали космические обсерватории "Хаббл" и "Гайя", а также наземные телескопы. Инструменты отслеживали движение звёзд внутри скопления и вблизи него. По этим данным можно вычислить, какие силы тяготения действуют на эти светила, а значит, какая масса их притягивает и как она распределена.

Наблюдения подтвердили, что в центре скопления сосредоточена масса в одну–две тысячи солнц (это 1–2% от общей массы кластера). Однако, к удивлению учёных, оказалось, что она не сконцентрирована в одном компактном объекте. Вместо этого загадочная масса распределена по довольно широкому центральному региону. Половина её находится в пределах 2% радиуса скопления от его центра, другая половина – ещё дальше. То есть перед нами не одно массивное тело, а целый рой небольших объектов.

Что бы это могло быть? Для специалистов ответ очевиден: это мёртвые звёзды. Точнее, звёздные остатки – то, что остаётся от светил, когда они догорят. Они образовывались по всему шаровому скоплению, но под действием тяготения постепенно собрались в его центре.

Есть всего три вида звёздных остатков, о каждом из которых мы подробно рассказывали: белые карлики, нейтронные звёзды и чёрные дыры. Авторы рассчитали, что большинство в этом невидимом рое составляют именно чёрные дыры. Это остатки самых массивных (более 30 масс Солнца) и короткоживущих светил.

К слову, в такой тесной толпе чёрных дыр должны часто (по космическим меркам) происходить их столкновения, порождающие гравитационные волны. Правда, пока детекторы не зафиксировали ни одного подобного катаклизма, случившегося в скоплении NGC 6397 или вообще в нашей галактике. Но вполне возможно, что немалая часть слияний чёрных дыр, порождающих гравитационные волны из других галактик, происходит именно в ядрах шаровых скоплений. А значит, изучая NGC 6397, астрономы смогут лучше понять процессы, приводящие к этим космическим катастрофам.

Наверняка, NGC 6397 в будущем порадует нас новыми интересными открытиями. Больше новостей науки вы найдёте в разделе Наука на платформе "Смотрим".