Опасные бактерии набросились на клетки человека во время космического полёта

Бактериальная инфекция в космическом полёте может обернуться бедой.

Фото Pixabay.

Биологи впервые изучили заражение клеток человека бактериями во время космического полёта. Результаты получились пугающими.

Биологи впервые заразили клетки человека бактериями во время космического полёта и посмотрели, что из этого выйдет. Результаты получились тревожными.

Космический полёт – тяжёлое испытание для здоровья. Виной тому невесомость, повышенный радиационный фон и другие причины.

Но это не всё. Факторы, ослабляющие человеческий организм, могут ещё и усиливать болезнетворные микробы, делая их более опасными. Такие результаты учёные получили несколько лет назад, запуская в космос бактерии Salmonella enterica. Бактериями, вернувшимися из орбитального вояжа, в дальнейшем заражали человеческие клетки в земных лабораториях. Эти опыты показали, что благодаря космическому путешествию сальмонелла стала более вирулентной (заразной).

Авторы нового эксперимента STL-IMMUNE пошли дальше. Они отправили на орбиту не только бактерии, но и культуру клеток человеческого кишечника, и в космосе же осуществили процесс заражения. Для сравнения в тот же полёт отправились человеческие клетки, не заражённые сальмонеллой. Ещё одна пара образцов (инфицированные и не инфицированные S. enterica клетки человека) осталась в лаборатории на Земле.

Этот не имеющий аналогов опыт проводился во время полёта шаттла "Дискавери" к МКС в 2010 году. Экспертам понадобилось более десяти лет, чтобы кропотливо проанализировать полученные результаты.

Биологов интересовала работа человеческих клеток, атакованных сальмонеллой. Они отслеживали процесс "чтения" генов (транскрипции) и синтеза белков на основе полученной информации (трансляции).

Оказалось, что заражение сальмонеллой на Земле влияет на работу 35 человеческих генов, а в космосе – уже 62 (включая предыдущие 35). В целом исследование подтвердило, что в космическом полёте человеческие клетки становятся более уязвимыми перед инфекцией.

По данным ВОЗ, сальмонеллёз входит в четвёрку самых распространённых заболеваний, вызывающих диарею. Он не очень опасен для взрослого здорового человека. Но столкнуться с ним в сотнях километров над Землёй, вдали от любой возможной помощи, да ещё и будучи ослабленным космическим полётом – невесёлая перспектива. Чтобы её избежать, нужны тщательно продуманные меры профилактики, предупреждают специалисты.

Научная статья с результатами исследования опубликована в журнале npj Microgravity.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о потенциально опасных и устойчивых к лекарствам бактериях, обнаруженных на МКС. Писали мы и о том, что космический полёт пробуждает вирусы, спящие в организме человека.