Тема:

Археология и история 1 год назад

Генетики выяснили, откуда взялись легендарные скифы

Палеогенетики выяснили происхождение легендарных скифов.

Фото Zainolla Samashev.

Скифские некрополи - бесценный источник информации для историков.

Фото Zainolla Samashev.

Палеогенетики выяснили происхождение легендарных скифов.
Скифские некрополи - бесценный источник информации для историков.
Захоронения скифов разбросаны по просторам евразийских степей.
Древняя ДНК раскрыла секреты происхождения овеянных многочисленными легендами скифских племён.

Проанализировав ДНК из древних человеческих останков, генетики выяснили происхождение легендарных скифов.

В первом тысячелетии до нашей эры на огромных степных пространствах от Алтая до Чёрного моря разлилось настоящее кочевое море. Повелителями Великой степи стали скифы – прирождённые всадники и отважные воины "с раскосыми и жадными очами". В отличие от предыдущих жителей этих мест, знавших лишь бронзу, скифы владели железным оружием. Кроме того, в их обществе уже выделилась элита: богатые курганы скифских вождей во множестве разбросаны по степи. Наконец, скифы перешли от оседлого скотоводства к кочевому.

Как и кочевники последующих веков, скифы были воинственны. Они нападали на государства Месопотамии и Малой Азии и тревожили границы Китая. В Греции о скифах рассказывали небылицы, выставляя их то зверями в человеческом облике, то, наоборот, несказанно мудрым и благородным народом, не испорченным цивилизацией. Впрочем, кое-кто из эллинов знал об этих кочевниках куда больше. Так, Геродот посвятил им целую книгу. А в Северном Причерноморье скифы торговали с местными греческими колониями и смешивались с греками, перенимая их высокую культуру и привнося в неё свой неповторимый степной колорит.

Это скифы придумали седло и изобрели некоторые виды оружия. Особых высот этот народ достиг в ювелирном деле: золотые изделия в скифо-сибирском зверином стиле до сих пор вызывают восхищение искусствоведов. А некоторые скифы оседали по берегам рек и из кочевников-скотоводов становились оседлыми земледельцами.

Скифские некрополи – бесценный источник информации для историков.

В общем, скифы достаточно "наследили" и в истории, и в легендах. Но откуда они взялись в евразийских степях?

Учёные до сих пор спорят об этом. По одной из гипотез, они произошли из прикаспийского региона. По другой, это коренные жители сегодняшних казахских степей. Наконец, иногда считается, что скифы – это множество племён разного происхождения, освоивших одну и ту же культуру.

Чтобы разобраться в вопросе, международная команда исследователей проанализировала ДНК 111 скифов. Их останки были извлечены из 39 археологических памятников, находящихся на территории России, Казахстана и Киргизии.

ДНК скифов оказалась настоящим коктейлем, отражающим бурную эпоху начала железного века, когда целые массы людей покидали обжитые места и мигрировали (зачастую вынужденно).

Тем не менее эксперты всё же выделили два основных центра происхождения легендарных степняков.

Первый из них – это Алтай. К слову, именно там обнаруживаются самые древние археологические следы скифов (IX век до нашей эры). В начале первого тысячелетия до нашей эры целые орды этих кочевников двинулись в Великую степь, вытесняя, истребляя или ассимилируя местное население.

Захоронения скифов разбросаны по просторам евразийских степей.

Ещё один центр происхождения скифов, по данным нового исследования, находится на Западном Урале. Местные кочевники двинулись на запад и юг одновременно с алтайскими собратьями и заселили причерноморские и прикаспийские степи.

Также исследователи сравнили геномы древних скифов и 69 современных казахов. Оказалось, что нынешние жители степи куда более генетически однородны, чем их легендарные предшественники.

"По сравнению с древними кочевниками современное население демонстрирует очевидную однородность и сужение генетического разнообразия. Предполагается, что это может быть следствием строго соблюдения правил брачевания внутри племенных казахских групп", – объясняет соавтор исследования директор НИИ и Музея Антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова академик Александра Бужилова.

Научная статья с результатами исследования была опубликована в журнале Science Advances.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о происхождении древних жителей Кавказа и о сюрпризах, преподнесённых ДНК викингов.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе Наука на сайте Смотрим.Ru.