Тема:

Экология 1 неделя назад

Разнообразие растений и животных защищает человечество от эпидемий

Чем меньше в мире разных видов животных и растений, тем легче распространяются заболевания, которые могут принять масштаб эпидемии. Но почему?

Когда человеческая деятельность меняет привычный ландшафт, к нему хорошо приспосабливаются именно те животные, которые могут быть переносчиками опасных для человека заболеваний.

Фото Cary Institute Photo Archive.

Коронавирус мог быть передан человеку от животного. Однако разнообразие окружающих нас животных, растений и птиц вовсе не означает, что нам страшны их патогены. Почему для остановки эпидемий важны в том числе дикие животные, рассказываем в этом материале.

О том, как важно сохранять биологическое разнообразие, наверное, слышал каждый. Однако не совсем очевидно, почему биоразнообразие считается неотъемлемой частью устойчивой и здоровой экосистемы. Что даёт человеку разнообразие живой природы?

Зачем нам нужны эти восемь миллионов видов растений и животных, если мы их даже никогда не увидим? А если увидим, то можем заполучить заболевание, которое затем поразит весь мир?

Причина, как обычно, кроется несколько глубже, чем просто в стремлении разнообразить окружающую действительность. Дело в том, что разнообразие жизни (а значит, генетических вариантов) на Земле обеспечивает возможность развития здоровых популяций живых существ и надёжных пищевых цепочек.

Чем больше разных растений и животных есть на нашей планете, тем меньше вероятность того, что нехватка одного вида вызовет дисбаланс в целой системе. Ведь в этом случае кто-то, генетически на него похожий, сможет занять его место. И баланс восстановится.

В новом исследовании, опубликованном в издании PNAS, изучена ещё одна причина, почему биоразнообразие так важно для выживания человека как вида.

Учёные из Института экосистемных исследований Кэри выяснили, что сокращение биоразнообразия повышает риск заражения человека как новыми, так и уже известными зоонозными (передающимися от животных человеку) заболеваниями.

"Существует распространённый миф о том, что заболевания быстрее распространяются в диких местностях с высоким уровнем биоразнообразия. Чем больше различных животных, тем страшнее патогены. Так вот, это неправда. Биоразнообразие не является угрозой для человека, оно, наоборот, защищает нас от встречи с видами, способными нас заразить", – объясняет эколог и ведущий автор работы Фелиция Кизинг (Felicia Keesing).

Известно, что такие заболевания как COVID-19, тяжёлый респираторный синдром SARS (атипичная пневмония) и Эбола вызываются патогенами, которыми могут заразиться позвоночные животные разных видов, включая человека.

Однако не все животные одинаково активно передают заболевание другим видам.

Соавтор работы Рик Остфельд (Rick Ostfeld) отметил: "Всё больше исследований подтверждают тот факт, что животные, распространённые в изменённых человеком местностях, переносят гораздо больше заболеваний, которые могут передаться человеку. В местах, наименее задетых человеческой деятельностью, где больше разных видов животных […] биоразнообразие имеет защитный эффект".

Грызуны, летучие мыши, парнокопытные вроде овец и оленей, а также многие хищники считаются основными распространителями зоонозных заболеваний. Авторы исследования утверждают, что "следующий опасный для человека патоген скорее будет обнаружен у крысы, чем у носорога".

Всё дело в том, что животные с коротким жизненным циклом являются более активными распространителями заболеваний. Виды, которые недолго живут и быстро размножаются, имеют менее устойчивый иммунитет: он им может просто не понадобиться в течение жизни.

По мере сокращения биоразнообразия в экосистеме, первыми обычно исчезают крупные долгоживущие животные. К новым и скудным условиям жизни, в свою очередь, легко приспосабливаются мелкие и плодовитые виды.

Учёные выяснили, что среди распространителей зоонозных заболеваний редко встречаются виды, находящиеся под угрозой исчезновения. Человеческая деятельность, вытесняющая редких животных из своих ареалов, привлекает именно те виды животных и птиц, которые более всего опасны с точки зрения передачи заболеваний человеку.

Авторы исследования напоминают, что опасны для человека не какие-то отдельные виды животных. Патогены, которые могут передаться человеку, точно так же могут передаться и другим видам. Поэтому нет смысла искоренять, к примеру, только крыс или голубей в борьбе с заболеваниями, которые они могут переносить.

Необходимо выявлять основные характеристики, которые делают животное эффективным переносчиком патогена (чем, к слову, и занимаются специальные проекты). Это могут быть особенности его иммунной системы, местности, в которой оно обитает, его устойчивость к внешним воздействиям.

Возможность предугадывать места, где можно ожидать возникновение и рост опасного для человека патогена, будет хорошим подспорьем для системы здравоохранения.

Здоровье населения в конечном итоге зависит от того, сколько в мире мест, не тронутых человеком.

Уже известно, что человеческая деятельность является основной причиной современных эпидемий. Поэтому особенно важно сохранять и приумножать биологическое разнообразие, которое предотвращает распространение опасных заболеваний.

Больше новостей из мира науки и технологий вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".