Тема:

Коронавирус 1 неделя назад

Вирус откидывает шипы: открыт новый способ заражения COVID-19

AP Images

Эту находку ученые назвали "страшной", так как антитела или вакцины могут стать бессильными, если вирус будет попадать в клетки новым путем.

В начале пандемии COVID-19 ученые определили, что вирус SARS-CoV-2, вызывающий COVID-19, попадает в организм человека, цепляясь своими шипами за рецепторы ACE2, находящиеся на поверхности клетки. Все вакцины против COVID-19 и лекарства на основе антител были разработаны для нарушения именно этого пути проникновения в клетки.

Исследователи Вашингтонского университета в Сент-Луисе обнаружили, что мутированный SARS-CoV-2 может проникать в клетки без помощи ACE2. Открытие доказывает, что вирус может изменяться неожиданно и находить новые способы вызывать инфекцию. Это значит, что антитела или вакцины против COVID-19 могут стать не эффективными.

Находка была случайной. Ученые планировали изучить молекулярные изменения, происходящие внутри клеток, инфицированных SARS-CoV-2. Большинство исследователей изучают SARS-CoV-2 на клетках почек приматов, потому что вирус хорошо в них растет, но в этот раз ученые решили провести исследование на раковых клетках легких человека, в которых отсутствовал ACE2.

Вирус, который использовался для экспериментов, был получен от зараженного COVID-19 жителя штата Вашингтон, но в лаборатории он со временем мутировал, что тоже насторожило ученых.

"Вирус находится под селективным давлением, чтобы проникнуть в клетки без использования ACE2. Страшно представить, что мир борется с вирусом, который все время ищет новые способы, чтобы добраться до клеток. Возможно, вирус использует ACE2 до тех пор, пока не закончатся клетки с ACE2, а затем он переключится на использование этого альтернативного пути", – пришли к выводу ученые.

Имеет коронавирус естественное или лабораторное происхождение? Над этим вопросом бьются ученые разных стран. Министр здравоохранения Михиал Мурашко заявил, что финальной позиции по этому поводу еще нет.