Новый препарат, обнаруживающий два вида рака, разработали в Томске

В Томске проходит клинические испытания новый инновационный препарат. Он позволяет обнаруживать сразу два вида рака.

В Томске проходит первую фазу клинических испытаний новый радиофармпрепарат на основе радиоактивного изотопа. Он чувствителен сразу к двум видам рака: молочной железы и простаты. С его помощью врачи планируют увеличить точность диагностики опухоли, что позволит сделать лечение более эффективным и щадящим для пациента в сравнении с химиотерапией. Об этом рассказала ГТРК "Томск".

Препарат состоит из белка и изотопа. Первый компонент – обнаруживает опухоль, а второй позволяет увидеть раковую клетку на экране.

"Радионуклидные методы позволяют увидеть биохимию инвива. Смотреть, как отличается одна опухоль от другой на малекулярном уровне и тогда уже подбирать правильный препарат", – сказал директор Научно-исследовательского центра "Онкотераностика" Владимир Толмачев.

Диагностический препарат разработали вместе с НИИ онкологии. В России подобные исследования проводятся впервые. Даже в мировую клиническую практику они пока не вошли из-за ряда сложностей.

"Мы засеваем клетки, они дорастают до определенного уровня. После этого из этой лаборатории переносится в следующую, где добавляется радиофармпрепарат и потом уже теструется в нижней нашей лаборатории на гамасчетчике непосредственно уровень, насколько связались препараты с таргетными молекулами", – добавил доцент Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий Томского университета Евгений Плотников.

Первыми испытателями препарата стали лабораторные мыши. Когда эксперимент удался, томские ученые перешли на новый этап. Препарат был введен 20 пациентам с диагнозами рак молочной и предстательной железы. Опухоль удалось визуализировать, увидеть реакцию организма на переносимость препарата.

"У пациентов не отмечается никаких побочных нежелательных явлений. Основные показатели жизнедеятельности у них до введения и после внутревенного введения препарата однократного остаются прежними. И кроме того, что безусловно важно, мы имеем возможность визуализировать регионарные метостазы с этим препаратом", – подчеркнул старший научный сотрудник отделения радионуклидной диагностики НИИ онкологии ТНИМЦ Роман Зельчан.

Уже в следующем году, при благоприятном исходе, разработчики рассчитывают приступить к терапевтическим исследованиям. Они будут более эффективные и щадящие для пациента по сравнению с химиотерапией. Однако, и от классического лечения специалисты отказываться пока не собираются.