Тема:

Взрывы сверхновых 2 года назад

Звёздные трупы убивают своих компаньонов: открыт новый тип сверхновой

На иллюстрации изображена готовая вот-вот взорваться массивная звезда.

Иллюстрация Chuck Carter.

Очень подозрительное излучение первыми обнаружили американские астрономы. После тщательного изучения этих сигналов они пришли к выводу, что это может быть свидетельством совершенно уникального космического события.

В своей статье, вышедшей в престижном научном журнале Science, специалисты из Калифорнийского технологического института приходят к выводу, что перед нами новый тип сверхновой, который ранее не попадался на глаза исследователям. По крайней мере, мы впервые наблюдаем колоссальный взрыв вполне себе ещё живой звезды.

И действительно, всё указывает на то, что незадачливая звезда взорвалась преждевременно. Произошло это после столкновения со сверхплотным объектом вроде чёрной дыры или нейтронной звезды (а вот эти объекты вполне можно причислить к мёртвым). Это событие оставило в небе ни на что не похожий след, который и привлёк внимание учёных.

Ранее мы писали о том, как и почему происходят вспышки сверхновых. Мы также в подробностях рассказывали, что сами сверхновые бывают разных типов.

Эта же история началась в 2017 году, когда астроном из Калифорнийского технологического института Диллон Дун (Dillon Dong) заметил среди данных, полученных с помощью радиотелескопа VLA, странный сигнал.

Этот сигнал, обозначенный VT 1210+4956, представлял собой необычно яркий импульс радиоволн.

Дун вычислил, что наиболее вероятной причиной этой вспышки могла быть звезда, которая превращалась в сверхновую. Радиосигнал мог быть порождён в процессе взаимодействия выброшенного ей материала с газовой оболочкой, которую звезда сбросила несколько сотен лет назад. Но, как пишет издание New Atlas, в этом объяснении чего-то явно не хватало.

Коллега Дуна Анна Хо (Anna Ho) предложила поискать подсказки среди других сигналов вне радиодиапазона. Исследовательская группа прошерстила каталог кратковременных рентгеновских событий и обнаружила одно, каким-то образом связанное с радиоисточником VT 1210+4956. Правда, произошло оно на несколько лет раньше.

"Эти два события никто не связывал друг с другом, и сами по себе они очень редки", ‒ отмечает Дун.

Чтобы понять, какие космические события вызвали как радио-, так и рентгеновское излучение подобного рода, исследователи тщательно смоделировали несколько сценариев. В конце концов, он остановились на одном из них.

Астрономы выдвинули следующую гипотезу: на орбите взорвавшейся звезды находился очень компактный "звёздный труп", скорее всего, это была чёрная дыра, а может быть, и нейтронная звезда.

Сильнейшее гравитационное притяжение этого объекта могло перетягивать на себя газ от звезды, выбрасывая его часть в космос. Это приводило бы к созданию газового "бублика" вокруг этой звезды.

Скорее всего, два этих связанных гравитацией объекта двигались по сходящимся траекториям (что не редкость для космоса). В конечном итоге "мёртвый спутник" упал на вполне себе ещё живую звезду, что заставило её взорваться сверхновой задолго до назначенного судьбой времени.

Именно выброшенное взрывом из ядра звезды вещество могло создать тот самый необычный рентгеновский сигнал.

Годы спустя взрывная волна от звезды могла достигнуть окружающего её газового "бублика", что породило всплеск радиоволн, который и уловил телескоп VLA.

Существование подобного типа сверхновых, вызванных слиянием в двойных системах, было предсказано учёными-теоретиками давно, однако подобное событие ни разу не регистрировалось.

"Массивные звёзды обычно взрываются сверхновыми, когда у них заканчивается ядерное топливо, – объясняет соавтор работы Грэгг Халлинан (Gregg Hallinan), профессор астрономии в Калифорнийском технологическом университете. – Однако в этом случае вторгшаяся чёрная дыра или нейтронная звезда привела к преждевременному взрыву своей звезды-компаньона".

К слову, ранее мы писали о том, как учёные обнаружили спутник сверхновой, выживший после её взрыва. Рассказывали мы и о том, какой "химический портрет" оставляет после себя рванувшая звезда.

Также мы сообщали о необычном предположении учёных: возможно, некоторые звёзды могут взрываться совсем как атомные бомбы из-за уранового снега внутри них.