Автомобилистам отменили штрафы за среднюю скорость

Понятия "средняя скорость" в правилах дорожного движения нет. Все это время ГАИ выносила постановления, суды их отменяли.

Новость, которая может обрадовать автомобилистов. ГИБДД перестала выписывать штрафы за превышение средней скорости. Штрафы, к которым всегда возникало множество вопросов. Водители не понимали, за что их штрафуют, если в правилах самого понятия просто нет, а нарушения совершаются в основном вне поля зрения дорожных камер.

Практика, когда нарушение фиксируют две камеры, находящиеся на расстоянии несколько километров друг от друга, действовала почти семь лет. И со стороны водителей было немало претензий. Ведь даже такого понятия, как средняя скорость в правилах дорожного движения нет. Все это время ГАИ выносила постановления, суды их отменяли. О том, что водителей больше не наказывают за превышение средней скорости, стало известно из ответа Генпрокуратуры тем, кто жаловался на незаконность штрафов.

"Мы все-таки добились того, что два-три года назад районные суды, а потом и Верховный суд, подтвердили нашу точку зрения. Штраф не может быть наложен на автовладельца, потому что такой штраф просто не предусмотрен законом!" – говорит президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Как работали комплексы измерения средней скорости: первая камера фиксировала автомобиль и передавала в систему время и госномер. В конце отрезка ту же машину встречало второе устройство. Далее нехитрый подсчет, и средняя скорость готова. Если она выше разрешенной на этом участке, водителю приходил штраф.

Вадим Арцер по дороге между Севастополем и Ялтой ездит регулярно. Штраф с парных камер решил обжаловать. Ему пришлось писать заявления, объяснения, собирать документы, чтобы вернуть деньги и отбиться от нового штрафа. Главный аргумент водителей в оспаривании штрафов — отсутствие конкретного места совершения правонарушения.

В Европе камеры считывания средней скорости используют нечасто и не везде. Зато обычные штрафы за превышение скорости в несколько раз выше, чем в России. И водитель понимает: превышать нехорошо, хоть в конкретный момент времени, хоть в среднем.

"Важно избежать агрессивности на дороге, а не штрафовать людей. И если наш подход будет совпадать с международным опытом, большинство автомобилистов скажут только спасибо", – заявил руководитель Федерации автомобилистов России Сергей Канавин.

Парные камеры, говорят эксперты, вероятно, еще вернутся на российские дороги. Плюсы их понятны: если перед обычной камерой можно сбросить скорость, а потом снова лететь, то здесь такое не пройдет. За еще и статистика. Замер времени проезда автосократил аварийность на трассах.

Те, кого уже оштрафовали за среднюю скорость, если с момента постановления прошло больше десяти дней, вернуть уплаченные деньги не смогут. Впрочем, в ГИБДД полностью отказываться от регулировки средней скорости не собираются. Возможно в ближайшее время в законодательстве появится новый термин.