Компонент пальмового масла помогает распространению рака по организму

Пальмовое масло добывают из мякоти плодов масляничной пальмы.

Фото Pixabay.

Жирная кислота, присутствующая в составе пальмового масла, помогает раковым опухолям распространяться по организму, выяснили учёные. Между тем распространение рака остаётся основной причиной смерти онкологических больных, и подавляющее большинство людей с метастазами можно лечить, но нельзя вылечить.

Новая работа учёных из Исследовательского института биомедицины (IRB Barcelona) показала, что ключевая жирная кислота, содержащаяся в пальмовом масле, может способствовать распространению рака по организму (метастазированию). Это, по крайней мере, верно для мышей, на которых проводились эксперименты.

Пока что учёные не утверждают, что используемое в пищевой промышленности пальмовое масло обладает канцерогенными свойствами. С этим ещё предстоит разобраться в будущих исследованиях. Однако онкологическим больным от него точно стоит отказаться.

Важность нового открытия в том, что оно может привести к появлению новых методов лечения, которые будут блокировать метастазирование рака в будущем.

Пальмитиновая кислота — основной компонент пальмового масла. Эта насыщенная жирная кислота также содержится в различных количествах в молочных продуктах и ​​мясе.

Предыдущие научные исследования связывали употребление пальмитиновой кислоты из пальмового масла с повышенным содержанием "плохого" холестерина. Он, в свою очередь, связан с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Также в 2017 году учёные показали, что определённые жирные кислоты, в частности пальмитиновая кислота, могут инициировать распространение раковых клеток по организму.
Теперь та же исследовательская группа изучила, как именно происходит этот процесс. Для этого пришлось придумать и провести несколько экспериментов на лабораторных животных.

"В этом исследовании мы описываем этот процесс в деталях и [...] указываем на терапевтический подход, позволяющий обратить его вспять. Это многообещающее достижение", – объясняет Сальвадор Азнар-Бенита (Salvador Aznar-Benitah), ведущий автор нового исследования.

Учёные обнаружили, что добавление пальмитиновой кислоты в рацион грызунов не только способствует метастазированию рака, но и оказывает долгосрочное воздействие на геном.

В раковых клетках под воздействием пальмитиновой кислоты фактически формируется метастатическая "память" (в клетках опухоли исследователи обнаружили заметные эпигенетические изменения). Эти изменения, вызванные воздействием пальмитинового масла, дарят раковым клеткам возможность лучше распространяться по организму. Эффект сохраняется даже после удаления пальмитиновой кислоты из рациона.

Те же механизмы можно использовать и против рака. Исследователи уже придумали способ их заблокировать и в дальнейшем хотят научиться лишать клетки опухоли этой "памяти".

"Если всё пойдёт по плану, мы сможем начать первое клиническое испытание через пару лет", – говорит Азнар-Бенита.

Он также отмечает, что пока ещё слишком рано предполагать, что диетические вмешательства могут быть эффективным средством в борьбе с раковыми метастазами у онкологических больных. Однако, безусловно, ограничение пальмового масла в рационе может замедлить метастазирование рака, отмечает учёный.

Хелен Риппон (Helen Rippon) из организации Worldwide Cancer Research, крупного спонсора этого нового исследования, добавляет, что метастазы ответственны за подавляющее большинство смертей от рака (около 9 миллионов смертей в год во всём мире).

"Это открытие – огромный прорыв в нашем понимании того, как связаны диета и рак, а также, что возможно даже более важно, как мы можем использовать эти знания, чтобы начать искать новые лекарства от рака, – говорит Риппон. – Узнать больше о причинах распространения рака и, что немаловажно, о том, как его остановить, – это путь к сокращению этих показателей".

Статья авторов открытия была опубликована в ведущем научном журнале Nature.

К слову, Россия в 2018 году стала мировым лидером по импорту пальмового масла. Ранее мы сообщали о том, что глицидиловые эфиры, появляющиеся при переработке пальмового масла, вызывают рак, а также о том, чем опасны пальмовые суррогаты.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Наука" и "Медицина" на медиаплатформе "Смотрим".