Найдены следы пробежки самых быстрых двуногих динозавров

Скелет велоцираптора, одного из самых известных представителей тераподов. Название этого рода хищных динозавров можно перевести с латинского как "быстрый охотник".

Фото Ben Townsend/CC BY 2.0.

Следы динозавров, обнаруженные на разных участках раскопок (A и B).   Белая шкала масштаба соответсвует 10 сантиметрам.

Следы динозавров, обнаруженные на разных участках раскопок (A и B). Белая шкала масштаба соответсвует 10 сантиметрам.
Фото Pablo Navarro-Lorbés et al./Scientific Reports, 2021.

Обнаружение следов бежавшего динозавра — само по себе большая редкость. На этот же раз выяснилось, что обладатель этих следов вполне мог получить золотую (или, по крайней мере, серебряную) медаль на доисторических Олимпийских играх.

Несколько лет назад учёные разоблачили популярный миф о том, что тираннозавры могли быстро бегать.

Тогда исследователи рассчитали, что максимальная скорость древнего монстра могла достигала лишь 28 километров в час. Теоретически этого достаточно, чтобы нагнать бегущего человека, но выглядит такой бег совсем не так эффектно, как это показывают режиссёры голливудских фильмов.

Однако это не значит, что все двуногие динозавры были такими же "неповоротливыми".

Анализ окаменелых следов динозавров возрастом 120 миллионов лет, обнаруженных в Испании, позволяет предположить, что родственные тирексу группы динозавров могли быть очень даже быстрыми и ловкими бегунами.

Результаты этого исследования, опубликованные в научном журнале Scientific Reports, описывают набор окаменелых следов одних из самых быстрых известных динозавров.

Почему "одних из"? Дело в том, что ранее в американских штатах Юта и Техас были обнаружены следы динозавров, скорость которых, по расчётам учёных, достигала более 48 километров в час. Испанские следы, в свою очередь, показали, что их обладатели могли развивать скорость до 45 километров в час.

Чтобы рассчитать скорость бега динозавров, учёные измерили длину следа и приняли во внимание высоту бедра динозавра, а также длину его шага — расстояние между двумя последовательными следами одной и той же ступни.

Все самые "скоростные" из известных наборов отпечатков принадлежат группе динозавров, известных как тероподы. Эти хищные динозавры передвигались на двух ногах. Одним из наиболее известных тероподов является велоцираптор.

По оценкам исследователей, животные, оставившие недавно обнаруженные следы, могли быть от полутора до почти двух метров в высоту и от четырёх до пяти метров в длину от морды до хвоста.

Учёные не исключают, что другие динозавры могли бегать быстрее, чем те, что оставили эти следы. Однако следы тероподов гораздо легче отличить от следов других динозавров, что необходимо, чтобы составить верное представление о физических характеристиках конкретной группы животных.

Исследователи обычно составляют представление о возможном поведении динозавров с помощью компьютерного моделирования движений этих существ. А физическое исследование окаменелых следов лишь подтверждает предварительные результаты.

Такой подход связан с тем, что ни одно из ныне живущих животных анатомически не похоже на динозавров настолько, чтобы его движения можно было бы сопоставить с движениями динозавров.

Ближайшими возможными "двойниками" динозавров могли бы быть птицы, однако отсутствие у них хвоста и изменившаяся с течением эволюции походка также исключают достоверное сравнение их поведения с возможным поведением динозавров.

Ранее мы писали о том, как четырёхлетний ребёнок нашёл идеально сохранившийся след динозавра. Также мы рассказывали о создании 3D-модели движений одного из крупнейших динозавров.