Почему не все курильщики болеют раком лёгких

VisualRian

Учёные нашли странную генетическую закономерность, "защищающую" некоторых любителей табака от опаснейшего заболевания.

Основной причиной рака лёгких в подавляющем большинстве случаев является курение сигарет, однако болезнь развивается лишь у меньшинства курильщиков. Почему?

В этом соотношении явно скрывалась какая-то загадка, связанная с причинами развития рака лёгких, и авторы новой работы взялись найти этому достоверное объяснение.

Исследование провели учёные из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна. Его результаты говорят о том, что у некоторых курильщиков есть некая "генетическая защита" от рака лёгких, ограничивающая число мутаций в тканях.

Полученные данные могут помочь выявить курильщиков с повышенным риском заболевания, которым может потребоваться особенно тщательное наблюдение медиков.

Сегодня специалисты в области здравоохранения прилагают титанические усилия для борьбы с болезнью, которую в основном диагностируют на поздних стадиях. Часто она возникает у людей, которые к сигаретам, вейпам, трубкам и кальянам не имеют никакого отношения, но так или иначе тоже вдыхают вредные продукты горения табака и прочие вредные химические вещества.

На поздних стадиях рак лёгких практически неизлечим. Напомним, что рак лёгких является наиболее распространённой причиной смерти от онкологии.

Долгое время считалось, что курение приводит к раку лёгких, вызывая мутации ДНК в нормальных клетках лёгких. Но это не удавалось доказать до последнего времени, поскольку не существовало способа точно определить количество мутаций в нормальных клетках.

Авторы новой работы решили проблему несколько лет назад, разработав усовершенствованный метод секвенирования полных геномов отдельных клеток. Новый метод получил название амплификация множественного смещения одной клетки (SCMDA).

Теперь исследователи использовали SCMDA, чтобы сравнить мутации нормальных эпителиальных клеток лёгких (клеток, выстилающих лёгкие) у двух групп людей: 14 никогда не куривших в возрасте от 11 до 86 лет и 19 курильщиков в возрасте от 44 до 81 года с разным стажем и интенсивностью курения.

Клетки собирали у пациентов, которым проводили бронхоскопию для диагностических тестов, не связанных с раком.

Эпителиальные клетки лёгких живут годами и даже десятилетиями и, таким образом, могут накапливать мутации как с возрастом, так и из-за курения, объясняют учёные. И из всех типов клеток лёгких они чаще всего становятся раковыми. То есть получают возможность бесконтрольно множится и не умирать, а также прятаться от иммунитета.

Исследователи выяснили, что мутации накапливаются в клетках лёгких некурящих людей с возрастом и что в клетках лёгких курильщиков можно увидеть значительно больше мутаций.

Это экспериментально подтверждает, что курение увеличивает риск рака лёгких за счёт увеличения частоты мутаций, как и предполагалось ранее.

Это же может быть одной из причин, почему так мало некурящих заболевают раком лёгких по сравнению с 10-20% курящих всю жизнь людей.

Также авторы работы обнаружили, что количество мутаций в клетках лёгких росло вместе с увеличением стажа курения. Предположительно, риск рака лёгких также увеличивался для таких клеток.

Но что интересно, рост числа клеточных мутаций останавливался после 23 лет воздействия сигаретного дыма.

То есть самые заядлые курильщики не испытывали самой высокой нагрузки мутаций. Возможно, эти люди так долго выживали, несмотря на активное курение, потому что им удалось подавить дальнейшее накопление мутаций.

Это выравнивание мутаций может быть связано с тем, что у этих людей отлично работают системы восстановления повреждений в ДНК или их организм хорошо защищает себя от ядовитых веществ в сигаретном дыме.

Новое открытие указывает на ранее не изученное направление исследований. Теперь учёные хотят разработать новые тесты, которые помогут измерить способность к репарации ДНК или детоксикации, что могло бы стать новым способ оценки риска развития рака лёгких.

Работа была опубликована в научном журнале Nature Genetics 11 апреля 2022 года.

Напомним, что рак лёгких — не единственная опасность, которую приносит курение.

Ранее мы писали о том, что отказ от курения даже в пожилом возрасте продлевает жизнь. Также мы сообщали о том, что электронные сигареты наносят вред сразу нескольким системам органов.

Кроме того, мы рассказывали о том, что курение приводит к проблемам с мышлением в старости и разрушает мужскую хромосому.

К тому же не стоит забывать, что, выпуская в воздух сигаретный дым, курильщик подвергает опасности и окружающих.

Речь идёт не только о пассивном, но и так называемом третичном курении, когда оседающий на поверхностях табачный дым продолжает незаметно воздействовать на здоровье.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Наука" и "Медицина" на медиаплатформе "Смотрим".

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.