Тема:

Москва. Кремль. Путин 4 дня назад

Новая стена: как Россия помогла Европе и что получила взамен


Getty Images

Проблемы Калининградской области обострились 20 лет назад в связи с предстоящим вступлением Литвы и Польши в Европейское сообщество. Что тогда заявляли европейские лидеры? О чем предупреждал Европу Владимир Путин?

В начале нулевых, когда Россия еще была должна Западу сотни миллиардов долларов, на "Прямых линиях" с Владимиром Путиным звучали и такие вопросы.

По поводу нашей Калининградской области, у нас часто ходят слухи о том, что область могут отдать за долги, так как были большие займы у немецких банков.

"Совершенно неожиданная постановка вопроса, – ответил тогда президент России. – Всем, кому такого хочется, мне хотелось бы прямо в камеру показать фигуру из трех пальцев. Не могу это сделать в силу воспитания. Абсолютно невозможное дело, даже не о чем говорить. Вообще в голову не может прийти, я первый раз слышу об этом".

Проблемы Калининградской области обострились в связи с предстоящим вступлением Литвы и Польши в Европейское сообщество. Тогда Калининград оказался территорией-анклавом, которую окружают страны Евросоюза. Программа "Москва. Кремль. Путин" предлагает вспомнить, как тогда решался калининградский вопрос (все выпуски программы доступны на медиаплатформе "Смотрим").

Страны Прибалтики, так ратовавшие за свою независимость за какие-то 12 лет до этого, радостно этой независимости лишились, присоединившись к Европейскому Союзу. И миллионы родных для россиян людей оказались в шенгенской зоне. А ведь отношения России и ЕС тогда были почти безоблачными.

Тогда Путин заявил в интервью французскому телевидению: "Нас беспокоят некоторые вещи. Например, мы часто слышим о том, что необходимо избавиться от разделительных линий. Но мы не хотим, чтобы появились новые разделительные линии. Наши граждане могли раньше свободно ездить в безвизовом порядке в государства Центральной и Восточной Европы. Теперь и этого Россия будет лишена. Иногда складывается впечатление, что Россию куда-то сдвигают на обочину европейской политики. В то же время мы все время слышим о том, что все хотят развивать отношения с Россией".

И одновременно те же чиновники Евросоюза, постоянно и везде рассказывающие про права человека, начинают вдруг откровенно затягивать решение возникшего вопроса с транзитом в Калининградскую область из других регионов России – путь лежит через Литву, а она теперь член Евросоюза.

Должен с сожалением ответить, что у нас никак не удается наладить деловое взаимодействие с Евросоюзом по этому вопросу. Мы многократно возвращались к этой теме. Мы все понимаем остроту проблемы, которая постоянно приближается и приближается. Миллион триста тысяч человек живут в Калининградской области. Мы же не можем их просто оградить забором и держать там взаперти. Это будет не только наша проблема, но и проблема Европейского Союза.

Как важно и полезно именно сейчас послушать, что говорили тогда лидеры новых членов Евросоюза и что обещали.

"Вступая в Европейский Союз, мы ни в коем случае не хотим повернуться спиной к нашим восточным соседям. Ни один гражданин России, Украины или Белоруссии не должен почувствовать, что Польша отвернулась от них", – заявлял в 2002 году экс-президент Польши Александр Квасьневский.

И так со всех трибун: "Евросоюз хочет быть с Россией, открыт ей, расширение Евросоюза не во вред России, а на пользу". Но когда доходит до дела, вдруг выясняется: ЕС хотел бы, чтобы россияне начали получать визы для поездок в Калининградскую область. Логика евробюрократов проста: "Ну, а что, Литва же теперь член Евросоюза".

Нам предлагается решения, которые по сути будут означать только одно: право россиян на свободное общение со своими родственниками, которые проживают в той или иной части страны, это право будет зависеть от решения иностранного государства. Сегодня, когда уже состоялись похороны холодной войны, возвращение к таким подходам абсолютно непонятно. От решения этого вопроса, затрагивающего жизненные интересы россиян, зависит то, как будут складываться наши отношения с Евросоюзом в целом. Для нас это будет лакмусовой бумажкой нашего взаимодействия.

"Мы не имеем права не обратить внимания на соблюдение элементарных прав человека сегодня. Если мы вовремя не решим эти проблемы, то испытанию подвернутся именно эти фундаментальные основы цивилизованного сообщества", – считает Путин.

И важно помнить, какое тогда было время: Россия после распада Союза доверилась Западу, предлагала строить общий дом. Евросоюз обещал постепенно вообще отменить визы с Россией.

Скажу откровенно: в глазах простых россиян нынешняя ситуация воспринимается не иначе, как новая шенгенская стена.

Но этих намеков, слов, просьб словно не слышали, и по вопросу Калининграда Россия уже тогда вынуждена была напомнить недавнее европейские прошлое и перейти к более резким формулировкам.

Самое простое решение – ввести порядок, который существовал между Западным Берлином и остальной частью Федеративной Республики Германия в прежние времена, который был введен в середине 70-х годов. Даже тогда, в разгар холодной войны, решения были найдены. Конечно, это может быть не самое лучшее решение потому, что это возвращает нас во времена холодной войны. Но то, что мы слышим сегодня, как возможное решение, хуже, чем те решения, которые были найдены в середине 70-х. Они хуже, потому что по сути разрывают суверенную территорию России. Просьба простая: лично, не через аппараты ваши, а лично познакомиться с этой проблемой.

"Я думаю, что ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что именно Россия, СССР внесли решающий вклад в преодоление раскола Европы, в решение проблемы демонтажа Берлинской стены. В прямом и переносном смысле слова", – отмечает Путин.

Поэтому мы, конечно, вправе рассчитывать на то, что когда на высоком уровне в западных столицах звучат заявления о Европе без разделительных линий, то это касается и России!

"Должен быть обеспечен безусловный транзит между Калининградом и другими частями Российской Федерации, – призывает Путин. – Трудно себе представить, как другое положение могло бы соответствовать основополагающим принципам и правилам, изложенных в комплексе документов о правах человека. Трудно себе представить, что человек, проживающий в Москве, Петербурге, Смоленске или Якутске, например, не сможет попасть на похороны своих родственников, не сможет посетить кладбище, не сможет приехать на свадьбу или просто в гости без того, чтобы обратиться в консульские учреждения другого государства. И неизвестно еще, как тот или иной чиновник этого консульского учреждения посмотрит на просьбу российского гражданина посетить своих родственников. Это абсолютно ни в какие ворота не лезет! Об этом мы прямо и честно говорили с нашим партнерами".

Ничего, кроме политической воли, не нужно для решения этого вопроса. Надеюсь, что мы ее проявим с двух сторон.

Эту волю проявили политики-глыбы – тогда в Европе еще было время опытных и независимых лидеров. Жак Ширак и Герхард Шредер, которые назвали вещим своими именами: что предлагают евробюрократы России.

2002 год, президент Франции Жак Ширак: "Не может быть допустимым то решение, которое является унизительным для России, которое попирало интересы и права государства, народа, достоинства народа".

"Немецкое правительство и господин федеральный канцлер занимали очень конструктивную позицию по очень чувствительному вопросу жизнеобеспечения Калининградской области. И хочу господина канцлера за это поблагодарить", – говорит Путин.

Спустя годы важно вспомнить, какую позицию тогда занимала Белоруссия.

2002 год, президент Белоруссии Александр Лукашенко: "Я публично заверяю, что Беларусь всегда будет занимать абсолютно пророссийскую позицию в решении калининградских проблем".

Тогда Россия и Евросоюз достигли четкого соглашения, которое действует и сейчас – на каких условиях осуществляется транзит пассажиров и грузов в Калининградскую область.

Для нас эта проблема – острая, и мы удовлетворены достигнутыми результатами.

Был урегулирован вопрос с поездками в поездах через Литву – шенгенские визы не нужны, утрясли и другие вопросы.

Из заявления Путина 2004 года: "Одна из проблем, которые мы до сих пор не решили в полном объеме, это грузовой транзит в Калининград. Но сегодня глава ФТС мне сообщил, что принципиальные вопросы согласованы и с Еврокомиссией, и с литовскими партнерами".

Тогда России удалось не дать построить новую стену в Европе, которую Запад хотел возвести буквально по живому. Но новые попытки, будь то развертывание систем ПРО, там где их обещали никогда не строить, или расширение НАТО туда, куда обещали никогда не расширять, активно продолжились.

Из заявления Путина 2014 года: "Никто не остановился, в этом же самая главная проблема сегодняшних международных отношений! Наши партнеры не остановились. Они решили, что они победители, что они теперь – империя, а все остальные вассалы, и нужно дожимать. Вот в этом проблема – не остановились строить линии, несмотря на все наши попытки и жесты работать совместно без всяких разделительных линий в Европе и в мире в целом".

В ближайшее время в ситуации вокруг Калининградской области станет окончательно ясно, готов ли Евросоюз выполнять хоть что-то из того, что когда-то подписал. Из этого Москва и будет исходить.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.