Муравьев научили вынюхивать раковые клетки в моче

Бурый лесной муравей.

(фото Mathias Krumbholz/Wikimedia Commons).

Выясняется, что муравьи гораздо быстрее собак учатся находить признаки рака. Это может сделать их в будущем ценными "диагностами".

Исследователи из Франции доказали, что муравьев можно научить обнаруживать раковые клетки в моче.

Муравьи ощущают запахи с помощью обонятельных рецепторов на антеннах. По запаху они находят пищу и потенциальных партнеров, и обоняние у этих членистоногих развито очень хорошо.

Особенную страсть муравьи питают к сахару и отлично умеют его "вынюхивать".

Используя эту муравьиную слабость, авторы новой работы обучили бурых лесных муравьев (вид Formica fusca) выполнять другую задачу: находить злокачественные опухоли.

В марте 2022 года они опубликовали первое исследование, подтвердившее, что муравьев действительно можно "натренировать" искать рак. Но тогда муравьи определяли наличие раковых клеток в искусственных культивированных образцах.

В новом эксперименте ученые пересадили образцы опухолей молочной железы, взятые у человека, мышам и научили 35 насекомых "ассоциировать" с сахаром запах мочи грызунов с опухолями.

В результате муравьи начали проводить на 20% больше времени рядом с образцами мочи, содержащими раковые клетки, чем с образцами здоровой мочи.

Опухолевые клетки содержат летучие органические соединения (ЛОС), объясняют исследователи. Их используют в качестве биомаркеров рака.

Собак и, к примеру, крыс уже давно обучают "вынюхиванию" разных болезней. Теперь список животных-диагностов потенциально может пополниться муравьями.

Авторы работы отмечают, что муравьев, в отличие от других животных, можно очень быстро "надрессировать" на поиск биомаркеров рака. В исследовании на обучение одного муравья уходило в среднем всего 10 минут!

Чем раньше будет обнаружен рак, тем раньше можно будет начать лечение, и тем вероятнее, что лечение принесет успех. Ученые надеются, что муравьи могут в будущем стать "эффективными и недорогими биодетекторами рака".

Исследование было опубликовано в научном журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Ранее мы писали об электронном носе, который может определить микробный и химический состав воздуха лучше, чем собачий.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Научпоп" на медиаплатформе "Смотрим".