Москва и Тегеран обходят санкции и Суэцкий канал по "Иранской реке"

Большое событие для всей мировой транспортной инфраструктуры. Так президент России Владимир Путин охарактеризовал соглашение России и Ирана о создании железнодорожного участка Решт-Астара. Он должен стать частью глобального торгового пути "Север-Юг", который создаст серьезную конкуренцию потоку грузов по южному морскому пути через Суэцкий канал.

Железная дорога между Рештом и Астарой – крайне важна для развития коридора "Север-Юг", поскольку это его единственная недостроенная железнодорожная часть.

В минувшую среду Россия и Иран заключили соглашение о том, чтобы достроить этот участок. В церемонии подписания договора по видеосвязи принял участие президент России Владимир Путин. В свою очередь иранский лидер Ибрахим Раиси подчеркнул, что наши страны должны приложить все усилия для реализации совместных экономических проектов, обладающих большим потенциалом.

Иран готов стать для России торговыми воротами в страны Ближнего Востока и Африки.

"Этот проект может стать альтернативой Суэцкому каналу. Конечно, для этого региона, и для России, и для Ирана, для тех стран, которые расположены вокруг Персидского залива, Индии, Пакистана, – это крупнейший проект, очень важный, поскольку развивает торгово-экономическое сотрудничество, развивает связи между нашими странами", – считает зампред российского правительства Александр Новак.

Главное преимущество международного транспортного коридора "Север-Юг" очевидно: по Южному морскому пути через Суэцкий канал из Санкт-Петербурга в Мумбаи товары идут месяц, а то и полтора. А через Каспийский регион сроки доставки грузов составят десять дней!

164-километровая железная дорога Решт – Астара является важной частью торгового пути. Грузы и контейнеры из Москвы и Санкт-Петербурга можно будет перевозить напрямую в порт Бендер-Аббас на юге Ирана в Персидском заливе. В обратном направлении по более низкой цене и в больших объемах пойдет импорт в Россию товаров из Индии, Ирана и арабских стран.

Вторая ветка должна соединить порт Чахбехар с городом Захедан, а это значит откроется прямая дорога к единственному океанскому порту Ирана. Реализация этих железнодорожных проектов позволит создать "мультимодальный коридор" и комбинированную сеть морских путей, железных дорог и автомобильных грузовых маршрутов.

Почему важно как можно скорее возвести участок железной дороги Решт-Астара, и в целом развивать коридор Север-Юг?

Сейчас Россия и Иран активно наращивают товарооборот. Объемы торговли с января по октябрь 2022 года превзошли показатели всего 2021 года и превысили 4 миллиарда долларов. Российский экспорт в Иран увеличился почти на треть. Основной поток грузов идет из Европейской части России, включая Москву, Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону и Северный Кавказ. При этом основные торговые пути и транзит пролегают через Азербайджан. И как раз в этом районе, на севере Ирана, прерывается железнодорожное сообщение. Поэтому приходится перегружать товары из вагонов в фуры. Что, естественно, замедляет торговлю и транзит между Ираном, Азербайджаном и Россией.

Идея пустить поток товаров в обход Суэцкого канала и турецких проливов Босфор и Дарданеллы зародилась очень давно. Еще во времена Петра Первого обсуждался проект "Иранской реки". Подобные переговоры с Ираном вел и Советский Союз. Стоит ли говорить, что одним из главных противников транспортного коридора были Соединенные Штаты. Американцы всегда пытались помешать России "прорубить окно в Индийский океан". В том числе, используя санкционное давление на Иран или на тех, кто хотел бы инвестировать в проекты Исламской Республики.

"Сам факт того, что в Евразии будут развиваться новые логистические маршруты, которые позволят избавиться от гнета американского санкционного давления, конечно же, вызывает очень серьезное раздражение как у транснациональных корпораций на Западе, так и у официальных лиц США. Недаром представитель Госдепа США Ведант Патель заявил о недопустимости того, чтобы этот проект заработал в полной мере. Они даже не скрывают, что пытаются оказать давление на те или иные страны. В частности, на Индию в данном случае", — подчеркивает политолог, эксперт международного дискуссионного клуба "Валдай" Фархад Ибрагимов.

Запуск коридора "Север-Юг" – вопрос времени. И в Индии, и в Иране, и на Ближнем Востоке, и в России хорошо понимают его потенциал и важную роль. По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, грузопоток в этом направлении к 2025 году должен возрасти в два раза – не менее чем до 30 миллионов тонн, а к 2030 году – до 35 миллионов тонн.

"Иранская река" совсем скоро может кардинально перекроить логистическую карту мира.