"Вот тут смотрите, я просто Бога молю, чтобы на детей это все не рухнуло в один прекрасный момент."
Потолок стремится к полу, стены держатся на монтажной пене. Косметический ремонт уже не в силах скрывать капитальные проблемы аварийных домов улицы Профсоюзной. Здесь старых и ветхих не меньше восьми. Состояние всех квартир и подъездов одинаковое.
"Когда идет дождь, у нас просто ручьем бежит вода, и вода течет вниз."
"Потолок обвалился. Вот там у них внутри. А теперь сюда идите."
А здесь живет многодетная семья. Маргарита Чухлеб говорит — печь только в прошлом году отремонтировали. Дом повело, штукатурка снова обвалилась.
"Мы уже не знаем что делать и куда обращаться. Что вот тут потолок висит, тут ребенок спит. Вот так ночью упадет на него потолок, кто будет отвечать? Родители будут отвечать! Хотя делаешь тут все", — говорит жительница г. Нижнеудинска Маргарита Чухлеб.
"Как вы здесь вообще живете?"
"Ну вот живем в таких условиях, потому что деваться нам некуда. Другого жилья у нас нет."
Екатерина Бодрова воспитывает особенного ребенка. Живут на пособие, пытались взять ипотеку.
"Конечно, мне ее никто не одобрит."
Таких аварийных домов только в микрорайоне Спутник порядка 50-ти, изначально они вообще не были предназначены для длительного проживания. Сюда временно заселяли железнодорожников. Но вот уже больше полувека здесь, можно сказать, выживают сотни людей.
Многие дома здесь признали аварийными после 2017 года. Они попали в программу по расселению, но на второй этап.
"Расселять нас обещают после 2025 года. Но на сайте расселения мы сейчас стоим в 2030 году. Но до 30-го года мы здесь не выживем. Мы просто провалимся в землю либо сгорим", — говорит жительница г. Нижнеудинска Екатерина Бодрова.
В администрации Нижнеудинска заявили — ничем помочь землякам пока не могут даже временно.
"На сегодняшний день ни одной квартиры у нас в маневренном фонде нет."
"То есть им только терпеть, по сути."
"Только терпеть", — говорит глава Нижнеудинского муниципального образования Юрий Маскаев.
Но сил у людей с улицы Профсоюзной уже не осталось. Написали заявление в правоохранительные органы. Следователи возбудили уголовное дело по статье "Халатность". Правда, главе Нижнеудинска Юрию Маскаеву об этом ничего не известно.
"В настоящее время уже ряд граждан, собственников жилых помещений признаны по уголовному делу потерпевшими, следователи Следственного комитета изучают необходимую документацию проводят следственные действия", — говорит старший помощник руководителя СУ СКР по Иркутской области Карина Головачева.
В региональном министерстве строительства говорят, сейчас программа по расселению жильцов активно работает по домам, которые признали аварийными до 2017 года.
А ожидающих расселения после 17-го в Иркутской области очень много. Сильно потрепаны северные районы. Братский, в частности, Вихоревка, Усть-Кутский район, из больших городов по аварийному жилью лидирует Иркутск, затем Ангарск, Черемхово.
"520 тысяч квадратных метров жилья признано аварийным. Но эта работа, несмотря на то что мы ее начали, мы формируем перечень, реализовывать ее получится только после первой программы, то есть признанной до 1 января 2017 года", — говорит министр строительства Иркутской области Александр Галкин.
И федеральное финансирование по программе будут доводить до муниципалитетов только четко по временному регламенту. То есть сдвинуть очереди невозможно.
Единственная надежда нижнеудинцев, говорит глава города, это строящийся микрорайон Восточный. В него давно готовятся переехать сотни людей домов, признанных аварийными до 2017 года. В перспективе построить там жилье и для тех, кто попадает во второй этап переселения.
"Вся инфраструктура на Восточном построена, там есть котельная, которая с учетом развития территории этого микрорайона, там сети предусматривают дополнительное строительство, там есть земельные участки, специально выделенные под это строительство", — говорит глава Нижнеудинского муниципального образования Юрий Маскаев.
Только вот самих домов еще толком нет. Микрорайон Восточный затянуло в долгострой. Сдать его должны были еще в прошлом году, сегодня там даже строителей не видно. Но это уже совсем другая история.





















































































