Тема:

Главные события 9 минут назад

Смертельная самоуверенность: как "Титан" повторил судьбу "Титаника"

Поиски пропавшего подводного аппарата "Титан" в Атлантическом океане завершены. Cудя по поступившим данным, батискаф разрушился практически сразу после погружения, четыре дня назад. Накануне вечером поисковой группе удалось найти обломки "Титана". Тему продолжит Валентин Богданов.

"Титан" повторил судьбу "Титаника", к которому направлялся. Батискаф погиб, как и его команда. Обломки покоятся на морском днем всего в пятистах метрах от носовой части океанского лайнера, что затонул в начале XX века. Именно их в итоге и обнаружил аппарат Odysseus 6k, который береговая охрана США спустила с борта судна Horizon Arctic.

"В ходе консультации с экспертами объединенного командования операцией был сделан вывод, что обломки свидетельствуют о катастрофическом ущербе пассажирской капсуле, – заявил Джон Могер, контр-адмирал Береговой охраны США. — Предположительно произошел взрыв. Мы будем продолжать поиски, однако сказать о каких-либо перспективах не можем".

Прямой намек на то, что почти наверняка не получится найти и поднять со дна тела тех, кто находился в "Титане". Их смерть, скорее всего, была мгновенной – речь о миллисекундах. Из-за резкого перепада давления людей внутри просто разорвало. Батискаф, по неизвестной причине потерявший герметичность, расплющило как консервную банку давление в 2 с половиной тонны на квадратный сантиметр.

"Сначала мы нашли носовой обтекатель. Затем обнаружили большое поле обломков. В этом большом поле мы нашли передний конец барокамеры. Это был первый признак того, что произошла катастрофа, — рассказал участник поисковой операции, Пол Хэнкин. — Вскоре после этого мы обнаружили второе поле обломков уже меньшего размера, где нашли другой конец барокамеры и кормовую часть".

Чтобы понять, что именно случилось, нужно будет поднять обломки на поверхность. Кто и на чьи деньги этим будет заниматься? Американские и канадские военные, вероятно, вскоре свернут операцию. Ее, кстати, вообще могло не быть. О взрыве американские флотские знали еще в воскресенье: сработала система предупреждения о появлении наших подлодок, существующая еще с 1950-х.

Так, во всяком случае, они говорят: "ВМС США провели анализ акустических данных и обнаружили аномалию, соответствующую имплозии или взрыву в непосредственной близости от того места, где работал подводный аппарат "Титан", когда связь была потеряна".

Причин, почему держали в тайне, по сути, две: соображения нацбезопасности и нежелание мешать поискам. А вот почему почти восемь часов молчало руководство OceanGate – так и не ясно. Теперь пытаются наверстать, публикуют соболезнования даже раньше официальных властей.

"Мы считаем, что наш генеральный директор Стоктон Раш, Шахзада Давуд, его сын Сулейман Давуд, Хамиш Хардинг и Поль-Анри Наржеоле трагически погибли, – заявили в компании-владельце батискафа. – Эти люди были настоящими исследователями, которые разделяли особый дух приключений и глубокую страсть к изучению и защите мировых океанов".

Кто точно не разделял страсть к изучению морских глубин, так это 19-летний сын пакистанского бизнесмена Шахзады Дауда Сулейман. Студент, по словам родственников, был напуган поездкой, но, по словам родных, не хотел расстраивать папу в День отца. Тот же поверил рекламе. Звучало в ней и название американского космического агентства. Но теперь и НАСА вслед за Boeing и Вашингтонским университетом дистанцировалось от погибшего "Титана" и его погибшего создателя, что самоуверенно плевал на критиков.

"Многие эксперты в области глубоководных аппаратов писали письма компании, разработавшей "Титан", что аппарат требует сертификации, поскольку носит слишком экспериментальный характер, чтобы совершать погружения с людьми на борту, — говорит кинорежиссер Джеймс Кэмерон. — Поэтому я поражен схожестью с катастрофой самого "Титаника", где капитана неоднократно предупреждали о наличии льдов прямо по курсу корабля. В результате погибло много человек. Сейчас мы имеем дело со схожей трагедией, которая произошла ровно в том же месте, после того как не были учтены предупреждения".

К словам Кэмерона стоило бы прислушаться. Режиссер сам 30 раз спускался к обломкам корабля, снимая культовый "Титаник". Родственники тех, кто находился на "Титанике" настоящем, надеются, что трагическая история батискафа "Титан" навсегда поставит точку на опасных кладбищенских экскурсиях для пресыщенных богачей.

"Я сравниваю это с заглядыванием внутрь могилы. Люди погибли там при очень трагических обстоятельствах. Зачем делать это тем местом, куда можно приплыть и посмотреть? Пусть мертвые покоятся с миром", — возмущается Джон Локасио, родственник погибших на Титанике.

Что касается живых, то шансов у родственников тех, кто был на "Титане", выиграть процесс против OceanGate немного. В этом уверены юристы, которые уже обсуждают правовые последствия катастрофы на морском дне.

Каждый члена экипажа Титана (формально пассажиров там не было) обязан был заранее подписывать отказ от претензий, включая возможность смерти. Не случайно и цена погружения была 250 000 долларов. Вот только никто не думал, что на деле однажды цена эта окажется несопоставимо выше.