Рейд по нарушителям миграционного законодательства провели сотрудники МВД при поддержке спецназа "Гром". Поводом для проверки микрорайона "Хрустальный парк" стали обращения жителей. По итогу на стройке выявили девять нарушителей. Наш корреспондент Артемий Корябочкин присутствовал при задержании нелегалов бойцами спецподразделений.

Рабочий день у гастарбайтеров начинается рано. У полиции — еще раньше.

"Сюда иди, говорю! Я говорю, сюда иди! Быстрее давай двигайся!"

Первыми у микроавтобуса собирают всех, кто убегать не пытался — их проверят позже. Сначала документы смотрят у строителей, которые при виде хорошо знакомых ведомственных машин ринулись в бега. Вот только затеряться в русских лесах у граждан Узбекистана не получилось.

"Почему домой не уехали вовремя, когда срок пребывания истек?"
"Денег не было."
"Денег не было? Не было возможности приобрести билет?"

Теперь билет Мухаммеду не понадобится — его ждет депортация. У гражданина Узбекистана истекло разрешение на временное пребывание в нашей стране.

"Давно приехали?"
"Полтора года назад."
"Почему?"
"Заработать."
"А в Узбекистане сложно заработать?"
"Есть где заработать, просто денег мало там", — говорит гражданин Узбекистана Мухаммед.

В родном государстве средние зарплаты у строителей такие, что сюда едут работать с радостью. Своих окладов не скрывают.

"25 тысяч."
"Я так подозреваю, у вас каждый месяц такая зарплата."
"Да."
"А образование какое у вас? Школа, техникум?"
"Бухгалтерский институт."
"Вы бухгалтер?"
"Да."
"Почему по профессии не работаете?"
"Не хочу", — говорит гражданин Узбекистана Мухаммед.

В "Хрустальном парке" строят малоэтажный микрорайон. Видимо, чтобы не нести убытки от удорожания стройматериалов, застройщик экономит на рабочей силе. Россиян здесь единицы, в основном это водители спецтехники. Зато иностранных рабочих правоохранители насчитали 65 человек.

"Гости из ближнего зарубежья строят тысячи квадратов элитного жилья. Себе не могут позволить даже обычные человеческие условия. Прорабы селят их в таких вагончиках по восемь, десять, иногда и больше человек. Не хочется даже думать, какая атмосфера стоит здесь, к примеру, в 30-градусную жару", — говорит корреспондент Артемий Корябочкин.

Правоохранители выявили на этой стройке девять нарушителей. В основном у них просрочены или вовсе отсутствуют патенты на трудовую деятельность в России. По закону за это штрафуют не только самих работников, но и их нанимателей. Вот только последних найти не так-то просто. Застройщик официально мигрантов на работу не принимает. Это делают русскоговорящие прорабы, которые оформляют на себя ИП.

"По данному адресу неоднократно поступали жалобы от граждан, проживающих рядом. Люди сообщали о том, что здесь ведется стройка иностранными мигрантами. На стройке шум, беспорядок, иностранные граждане создают обстановку не совсем спокойную", — говорит старший инспектор отдела миграционного контроля Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области Вячеслав Венцель.

Из открытых источников известно, что средняя зарплата строителей, к примеру, в Узбекистане не превышает 15 тысяч рублей. Чаще она и того меньше. А потому даже небольшие оклады на российских стройках вряд ли перестанут привлекать гасторбайтеров.

"Заработаю денег, потом жениться буду."
"На свадьбу деньги зарабатываете?"
"Да, да."
"А уже есть на ком женится-то?"
"Нет, нету, пока нету."
"Ну, надо денег заработать, чтобы было. Правильно?"
"Правильно."