На фронтах спецоперации неделя выдалась горячей. Украинский контрнаступ продолжается по всем направлениям. Правда, пока ВСУ не могут похвастаться продвижением вперед. Западная техника – немецкие "Леопарды" и американские "Брэдли" – не помогает. Главком ВСУ Залужный, что пропадал более месяца, в интервью The Washington Post обиженно заявил, что его "бесит, когда он слышит, что долгожданное контрнаступление Украины на востоке и юге страны продвигается медленнее, чем ожидалось". Заодно выкатил новые требования главе Генштаба США Марку Милли. Заявил, что ему нужно 100 тысяч снарядов в неделю, а то у него люди гибнут.
Украинская пехота, будто завороженная, наступает на Артемовск. Небольшими группами боевики пытаются просочиться на окраины города. Иностранного оружия у боевиков киевского режима хватает, даже в городе легко можно понять, где располагались огневые точки ВСУ, именно по иностранным боеприпасам.
В город со стороны противника ведет несколько дорог, которые находятся под постоянным огневым контролем наших десантников. Киев это знает, но упрямо посылает своих людей на верную гибель. Над головой постоянно жужат дроны противника, один из них удается сбить при нашей съемочной группе. Квадрокоптер сразу же отправляется на исследование к специалистам беспилотной авиации.
Очень рано приходится выходить, чтобы попасть на позиции. Такая ситуация сейчас по всей линии фронта. Идут обстрелы. Идет боевая работа. А часам к пяти начнутся серьезные боестолкновения.
Оборону севернее Артемовска удерживают в том числе и казаки бригады "Терек". Большая часть этого батальона родом из Смоленска. Все – добровольцы. Начмед подразделения с позывным Ватсон скоро разменяет восьмой десяток лет, но сейчас, кроме как на фронте, себя нигде не видит. "Я солдат, а солдата не спрашивают. Гибнут молодые парни, у которых вся жизнь впереди, и тут нужна моя помощь", – уверен Ватсон.
Приезжают сюда служить и из стран ближнего зарубежья. Военнослужащий с позывным Шах – из Таджикистана. В дальнейшем планирует остаться в России. "Мы – люди СССР, – говорит он. – Для меня это такая же Родина. То, что происходит в России, меня трогает даже за тысячу километров. Я не могу бездушно сидеть. Я должен быть здесь".
Вопреки стериотипам никакой казачьей вольницей здесь и не пахнет. "Казачество – это люди, объедененные одной общей идеей, одной общей историей, своими взглядами на жизнь. Все – добровольцы. Казачество – это сегодня одно из наиболее дисциплинированных и наиболее боеспособных подразделений", – отметил заместитель командира батальона "Енисей".
Десантники, мотострелки, подразделения добровольцев на этом участке фронта, в районе Артемовска и Соледара, действуют как единое целое. Соледар, как и Артемовск, разрушен практически полностью, но при этом остается важнейшим укрепрайоном на пути украинских боевиков.
* * *
На донецком направлении продолжаются тяжелые бои за Марьинку – мощный укрепрайон, где до начала СВО базировался неонацистский "Азов" (запрещен в РФ). ВСУ контролируют меньшую часть города. Позиции штурмуют бойцы 150-й мотострелковой дивизии. Бои идут за каждый двор.
Конструкция на крыше частного дома не безобидная антенна для приема телесигнала, а часть системы украинской радиоэлектронной разведки "Пластун". После обнаружения она уничтожается точным артиллерийским ударом.
На артемовском направлении ВСУ атакуют в районе Клещеевки, где смогли продвинуться на несколько сотен метров. На юго-западных окраинах города были отброшены. Под Соледаром, видимо, пока пытаются лишь прощупывать нашу оборону.
Западные партнеры недовольны, устали ждать и рисовать карты, на которых линия фронта смещается на расстояние в лучшем случае до километра. Ни на одном из участков она существенно не изменилась.
Первая линия нашей обороны, где солдат ВСУ гонят на минные поля. Вот очередные кадры с подорвавшейся тут бронетехникой. А вот пока еще целый БМП "Брэдли", видимо, пытается закрепиться в этом районе, высадив десант. Первому же бойцу не повезло – прыгнул прямо на мину. Раненого затаскивают назад. На поле выбрасывают дымовые шашки. Красный дым предупреждает: сюда соваться не стоит.
На другом направлении отряд наемников (судя по произношению, американцы) на броневике движется по минному полю. Один из боевиков, выглядывая из тента, ведет съемку от первого лица. Машина подлетает в воздух, а с ней и экипаж. Выжившие расползаются кто куда, саперная лопатка и прочий армейский скарб отлетели от места взрыва на добрую сотню метров.
Солдаты ВСУ – в окопах под артиллерийским обстрелом. Стенки и откосы не укреплены, поэтому снаряд, упавший возле траншеи, провоцирует ее обрушение. После нескольких таких ударов укрепление обычно становится бесполезным.
Армейская авиация на линии обороны тем временем продолжает уничтожать движущиеся цели. На ореховском направлении Запорожского фронта, которое Киев считает главным и где были сожжены десятки единиц бронетехники ВСУ, они вновь пытались атаковать в районе поселка Работино. Пресечена деятельность двух украинских ДРГ.
В эфире France 24 украинские военные сетуют на то, что им теперь не удается использовать для атак боевые дроны: "Россия действительно улучшила свои средства радиоэлектронной борьбы. У них есть меры противодействия дронам".
Часто техника достается нашим бойцам в виде трофеев, которые можно изучать и использовать. В нескольких километрах от французского танка Новодонецком – остановленные натовские броневики.
В рассветных лучах солнца танкисты 40-й бригады vорской пехоты Тихоокеанского флота возвращаются домой с очередным трофеем. Теперь у наших морпехов два "породистых британца" – броневики "Хаски" и "Мастиф". Внутри "Мастифа" оказался и раненый солдат ВСУ. Его оставили умирать свои. Уже в плену он рассказал, как командование бросило их на верную смерть.
Главком ВСУ Залужный в развернутом интервью газете The Washington Post в провале контрнаступления обвиняет натовских функционеров, потому что они заставляют Украину атаковать, не предоставив для этого ресурсов. "Меня бесит, — сказал Залужный, – когда я слышу, что долгожданное контрнаступление Украины на востоке и юге страны началось медленнее, чем ожидалось. Количество самолетов, которые дежурят у наших западных границ, в два раза больше, чем количество российских самолетов, наносящих удары по нашим позициям. Почему мы не можем забрать хотя бы треть оттуда и переместить сюда?"
Состряпать новую пропагандистскую Бучу на этой неделе Киеву не удалось. Удар по месту дислокации бригады ВСУ и иностранных наемников в Краматорске пытались представить как атаку на гражданский объект. Оказалось, в гостинице размещались боевики, а в ресторане по соседству они проводили совещания. На первых кадрах сразу после удара – люди в камуфляже с шевронами западных боевых подразделений. Жившие в гостинице наемники, не скрывая своего местоположения, размещали видео из номеров в соцсетях.
Американец Алекс Галант, который под звуки выстрелов катается с проржавевшей детской горки, в Краматорске проводил тренировки украинских солдат. В момент удара по пункту дислокации его на месте не было. Среди раненых – трое колумбийцев. Один из них – Серхио Харамильо Каро, бывший советник президента Колумбии, очевидно, плотно связанный со спецслужбами США. Киевские ресурсы называют его "посланником мира", не уточняя, чем занимался этот "миротворец" в Краматорске.
"В результате высокоточного удара 27 июня в городе Краматорск Донецкой народной республики уничтожены бригады ВСУ, участвовавшие в штабном совещании два генерала, до 50 офицеров Вооруженных сил Украины, а также до 20 иностранных наемников и военных советников", – заявил официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.
На херсонском направлении украинские военные пытались закрепиться на берегу возле Антоновского моста, который сами же месяцами обстреливали из РСЗО HIMARS, когда по нему еще передвигались гражданские. Боевики пересекли Днепр на быстроходных катерах, высадились у опоры моста, после чего по ним был нанесен удар ракетным комплексом "Искандер". Всего за сутки на херсонском направлении уничтожены до 30 украинских военнослужащих, четыре автомобиля и артиллерийская система М-777 производства США.
В зоне спецоперации в начале недели побывал министр обороны Сергей Шойгу. Он проверил работу передового пункта управления Западной группировки войск, совершил облет территории на вертолете, а затем заслушал доклад командующего группировкой Евгения Никифорова о текущей обстановке и подготовке резервов. В ходе совещания Шойгу отметил высокую эффективность поражения военной техники и личного состава противника.