Автор: Дмитрий Киселёв

Олимпийский огонь уже на Байкале. Более того, факел уже пылал под водой. Захватывающие, чарующие моменты. Операцию, которую показали экраны всего мира, украсила собой несравненная телеведущая Екатерина Андреева. "Самое сложное - привыкнуть к холоду. Я ныряю хорошо, плыву тоже хорошо. Но холод такой! Зато меня такой никто не видел", - призналась Андреева.

А 22 ноября олимпийским огонь прибыл в столицу Бурятии Улан-Удэ. Дальше в знаменитый Иволгинский дацан пламя понесли всадники.

Эти события шли параллельно тому, как в Москве правительство утверждало распоряжение, по которому за золото в Сочи российский спортсмен получит премию в 4 миллиона рублей. Серебро принесет призеру 2,5 миллиона, бронза - миллион семьсот тысяч рублей.

Параллель символична: бурятские монахи словно отправили спортсменам российской сборной важнейший постулат Будды - труд сковывает человека лишь тогда, когда он выполняется с корыстью. Но тот, кто избавился от корысти, может трудиться свободно, а значит, достигнуть высших результатов. Буддисты словно говорят: премии не плохо, но не ставьте себя в зависимость от них.

Автор: Дарья Григорова

С раскатистых звуков священного барабана начинается день буддийского монастыря. Ламы нараспев читают молитву на тибетском языке.

После утренней службы Антон Пушенко, студент Буддийского университета, идет поклонится святыням. Физик из института ядерных исследований в подмосковной Дубне сменил элементарные частицы на тибетские манускрипты.

"Как-то в Интернете набрал "Буддийский университет", и мне попался сайт Иволгинского дацана. Я решил, почему бы и нет", - вспоминает Антон.

Иволгинский дацан находится в 30 километрах от современного Улан-Удэ. Среди заснеженной степи возвышается целый комплекс храмов - дуганов.

Каждый, кто приходят в дацан даже в качестве туриста, обязательно обходит его по часовой стрелке - такова буддийская традиция. По всему маршруту стоят молельные барабаны. Внутри лежат тексты тысяч молитв на тибетском языке. Прокрутить барабан - значит, прочитать каждую из мантр.

При дацане - единственный в России Буддийский университет. Никакого ЕГЭ для поступления. Берут всех желающих, но выдерживают до конца меньше половины - чтобы получить духовное звание ламы, нужно провести здесь восемь лет. А условия жизни и студентов, и преподавателей по-буддийски скромные: в деревенских домах нет ни центрального отопления, ни водопровода.

Но, несмотря на аскетизм в быту и духовные искания, монахи активно следят за новостями. У каждого - смартфон.

Российский буддизм - особенный. Путь медитаций монахи совмещают со служением в миру. Ламы принимают людей со всей страны. Обычно обсуждают финансовые трудности, отсутствие работы и проблемы со здоровьем. Но в последнее время, как отмечают ламы, им все больше приходится отвечать на вопросы про однополые браки.

"У нас в мире есть черное и белое, положительное и отрицательное, женское и мужское. Подумайте сами, если совместить два положительных, гармонии не будет. Зачем самим проблемы создавать? Давайте жить без проблем, в гармонии - это лучше", - отметил лама Иволгинского дацана Геше Самдэн.

Первый из дуганов разрешили построить сразу после войны - в 1945 году. Теперь этот храмовый комплекс - столица буддисткой общины России.

Прямо во время службы ламы пьют чай, и это не утренний напиток, а часть древнего ритуала - чай преподносится Будде в знак уважения.

Кроме проведения молебнов (это является обязанностью лам, они получают здесь заработную плату) монахи разводят на продажу домашних животных. Бурятско-монгольский волкодав живет рядом с буддийскими монахами уже больше двух тысяч лет.

"В основном мы раздаем этих собак тем, кто занимается иконным монгольским ремеслом - скотоводством", - рассказал лама Иволгинского дацана Санал Лама.

Иволгинский дацан - духовный центр не одних лишь российских буддистов. После того как в окрестностях дацана было обнаружено тело нетленного ламы, он стал местом международного паломничества.

Тело двадцатого главы российских буддистов Итигэлова находилось в земле 75 лет. Согласно завещанию Итигэлова, его эксгумировали в 2002 году. Объяснить, почему на теле нет следов тлена, наука до сих пор не может.

"Это глубокий сон, там происходит совершенно другая жизнь. Он работает над собой, то есть он - в глубокой медитации", - пояснил хранитель дворца Итигэлова Женсо Лама.

В храм, где находится учитель, ушедший в нирвану, обычно не попасть, но для эстафеты олимпийского огня правящий хамбо-лама сделал исключение. Факелоносец занес пламя с греческого Олимпа внутрь храма нетленного Итигэлова.

"Я попросил его помочь нашим олимпийцам в Сочи", - сказал факелоносец Константин Эрднеев.

А вот всем желающим увидеть нетленного ламу можно только шесть раз в году. В дацане начали подготовку к одному из таких дней. 28 ноября, чтобы посмотреть на хамбо-ламу Итигэлова, в центр российского буддизма приедут тысячи паломников.